- Языки программирования и технологии для веб-разработки
- CSS / HTML
- JavaScript
- Python
- На чем писать веб приложения с GUI как в desktop app?
- Как разработать веб-приложение за 8 шагов
- Делаем современное веб-приложение с нуля
- Введение
- Инфраструктура: git
- Инфраструктура: docker-compose
- Бэкенд: каркас на Flask
- Фронтенд: каркас на Express
- Фронтенд: сборка с webpack и React-приложение
- Бэкенд: данные в MongoDB
- Фронтенд: Redux
- Фронтенд: страница карточки
- Воркер: RQ
- Фронтенд: навигация
- Фронтенд: server-side rendering
Языки программирования и технологии для веб-разработки
Карьера в области веб-разработки является прибыльной, захватывающей и требующей готовности к постоянным изменениям. Для этого требуется определенный набор хорошо отработанных навыков и знание языков, которые вам нужно будет обновлять год за годом. В свою очередь, каждый день Вы сможете создавать действительно классные веб-материалы, и в конце каждого месяца вы будете получать хорошую зарплату. Неплохо, да?
В последние годы, когда сеть продолжает развиваться, появилось несколько различных потоков веб-разработки:
Независимо от того, какой путь вы выбрали, вы все равно должны понимать каждую сторону, чтобы правильно выполнять свою работу.
Итак, вот 10 лучших языков программирования для веб-разработки, как на стороне клиента, так и на стороне сервера.
CSS / HTML
JavaScript
Язык интерфейса, используемый для создания и разработки веб-сайтов, настольных приложений и игр. JavaScript работает во всех браузерах и может работать с программами, которые не размещены в Интернете. Он поддерживает как функциональные, так и объектно-ориентированные стили программирования, и в основном, это ваш подход к созданию потрясающих пользовательских интерфейсов и веб-сайтов / приложений / игр, которые выглядят супер круто. Понимание JavaScript важно, даже если ваше сердце настроено на развитие серверной части. Компоненты, структуры данных и алгоритмы JavaScript применяются практически к любому другому языку.
Python
Java, разработанная в 1990-х годах и по-прежнему наиболее востребованная, является золотым стандартом в области веб-разработки во всем мире, во всех областях. Она ориентирована на объекты и работает на любой платформе, что делает ее чрезвычайно универсальной. Если вы хотите, чтобы ваш safe можно было использовать практически во всех технологических компаниях в мире, то непременно выбирайте Java. Интересный факт: Java изначально предназначался для интерактивного телевидения, но вскоре его создатели поняли, что она слишком далеко опережает свое время для этой конкретной отрасли. Остальное уже история.
На чем писать веб приложения с GUI как в desktop app?
Средний 3 комментария
и так. «массовый веб» и «тяжелый интерпрайз» :
примеры: вконтактик, форумы, и 99% всех веб сайтов.
типичные технологии: php, одноглазый змей-питон, js, чудо руби, и все прочее и тд.
2. интерпрайз интранет
. и различные АРМ с веб-интерфейсом в локальной сети и сложной бизнес логикой
характерные признаки: не слишком большое число пользователей (несколько сотен, максимум пара тысяч), сложная логика бизнес процессов и сложная логика работы формы, высокие требования к надежности.
быстро-меняющиеся процессы предприятия, меняюшиеся раждые полгода регламенты, постоянный рефакторинг под давлением постоянно меняющейся обстановки.
примеры: СЭД (системы документооборота), арм различных госструктур, арм различных операторов, и тд.
у нас есть свои домашние заготовки, но, повторюсь, мы пока их не выпускаем на массовый рынок, предлагать не буду. погодите полгодика, и все будет.
Не решает и даже не пытается) И Rest считает не костылями, а вполне себе полноценным подходом. Посмотрите мой ответ. Тем, кому реально хочется писать под веб так же, как и под десктоп, следует использовать ASP.NET WebForms.
Если есть опыт написания под десктоп на WinForms или Wpf, то обработчики вида
void btn_Click(Object sender, EventArgs e) < >
будут близкими и родными.
Прочитал, но так и не понял, чем современный подход на REST принципиально не подходит для написания
СЭД (системы документооборота), арм различных госструктур, арм различных операторов, и тд.
90% последователей этих технологий не понимают даже основ проблем разработки больших систем на языках с динамической типизацией
REST сервисы вполне можно писать на языках со статической типизацией, C# или Java. Никто использовать js для сервера не заставляет. Клиентскую часть вполне можно писать на вышеупомянутом TypeScript. Тот же Angular его активно использует.
одна только попытка использовать stateless подход и тяжелый толстожЁпый js грозит вам переработками такого масштаба
я вижу перспективу в использовании web-socket, но опять же, промышленных наработок и фреймворков нет.
Как нет, в ASP.NET давно написана обертка для них, SignalR. Пользуйтесь на здоровье.
mletov, я не про обертки над вебсокетами.
я про то, что нет промышленных решений, которые используют вебсокеты для работы с гуи, максимально сближая веб интерфейс и бакенд. идеальным я виже технологию, которая управляет веб интерфейсом по принципам мало отличающимся от того, как например Qt работают со своими формами.
Прочитал, но так и не понял, чем современный подход на REST принципиально не подходит для написания
СЭД (системы документооборота), арм различных госструктур, арм различных операторов, и тд.
а это и не объясняется в самом тексте )
в общем случае, есть несколько моментов, каждый из которых может быть и можно рассматривать как мало значимые, особенно на малых проектах (все так живут, действительно), но вместе они приводят сложные проекты к серьезным проблемам :
вы можете пытаться модерировать и отслеживать эти зависимости, и наверное даже это некоторое время у вас будет получаться, но это затраты времени, которые сильно замедляют любые работы по модификации системы.
вот и получается, что современные массовые подходы к веб-разработке мало пригодны для сложных бизнес-систем.
но вот нет хороших промышленных решений работающих по этим принципам. есть c++/qt и их трансляция формы в веб. есть java и jsf, в варианте какого нибудь там primefaces, вроде как есть vaadin, но как я понимаю, это фактически перекомпиляция java в js с полной отгрузкой приложения клиенту (что малопригодно в ситуации недоверия клиенту).
Как разработать веб-приложение за 8 шагов
Если вы всерьез подумываете о разработке своего веб-приложения, сначала ответьте на два вопроса:
Первое — веб-приложение всегда разрабатывается для решения конкретной задачи, как правило, одной. Оно должно быстро реагировать на изменения, и чем проще и меньше время реакции, тем более веб-приложение жизнеспособно.
Второе — есть по меньшей мере 6 путей к разработке веб-приложения, самым современным из которых является реализация фронтенда как single page application, где контакт с бэкендом реализуется через REST API. Данный путь к созданию веб-приложения достигается за 8 шагов.
1. Работа с бизнес-логикой бэкенда
Есть два способа такой работы: вы можете сгруппировать бизнес-логику бэкенда в одном сервисе (монолитная логика) или реализовать каждый ее компонент в отдельном микросервисе. Работая с небольшим проектом, используйте первый способ, а при работе с крупным проектом идеально подойдет второй.
2. Выбор языка программирования
Если вам менее важна производительность веб-приложения, пишите на Python (фреймворки Django, Flask), Node JS (фреймворки Express JS, Koa JS, Gatsby JS), Ruby (фреймворки Ruby on Rails, Grape). Если в приоритете скорость приложения — используйте Golang (фреймворки Gingonic, Beego, Revel). Еще вы можете использовать популярный язык программирования от Microsoft — C#, который произносится как «си шарп». Он разработан в качестве языка прикладного уровня для CLR. С# вобрал в себя многое от C++, Модула, Delphi, Smalltalk и Java, но разница состоит в том, что С# исключает модели, которые зарекомендовали себя как проблемные при разработке ПС. К примеру, C# в отличие от C++ не поддерживает множественное наследование классов, но допускает множественную реализацию интерфейсов. Главное, какой бы язык вы не выбрали, кодить на том, который вы хорошо знаете.
3. Реализация бизнес-логики
Сперва ориентируйтесь на паттерн MVC, а когда поймете, что бизнес-логика начинает усложняться, используйте presenter и interactor. Но помните, что presenter и interactor находится на разных уровнях и выполняют различные смысловые и функциональные нагрузки.
Presenter обрабатывают события от пользовательского интерфейса (UI) и выполняют роль callback из внутренних уровней (Interactors). Presenters легко тестировать и их задача состоит в том, чтобы получить информацию от веб-приложения и преобразовать ее для перемещения presenters на экран с помощью представления (View).
Interactor по факту вмещают бизнес-логику веб-приложения, то есть проверку условий и обработку информации. Interactor работают фоном и перемещают события и информацию на верхний уровень, presenters, c помощью callback.
4. QA-тестирование бэкенда
Тестирование нужно обязательно делать для того, чтобы знать, правильно ли работает бизнес-логика вашего веб-приложения, а также для того чтобы не проверять постоянно «вручную» работоспособность кода. Используйте автоматическое тестирование для модулей и библиотек, соответствия UI/UX и API. Пропишите несколько вариантов тестирования. Разработайте roadmap для платформы, чтобы управлять испытаниями для всех типов тестирования. Обязательно сделайте подключение инструментов отслеживания текущего покрытия кода, чтобы убедиться в том, что ваше веб-приложение не «виснет» и работает без багов и перебоев.
5. Добавление поддержки сваггера
Swagger – это «умная» документация RESTful web-API. По сути, это фреймворк для спецификации REST API, дающий возможность не только просматривать спецификацию в интерактивном режиме, но и отправлять запросы, именуемые Swagger UI. А теперь на счет веб-приложения.
Предположим, вы уже начали разработку фронтенда вашего веб-приложения. Как вам понять, какие параметры и запросы отправлять на сервер? Заглядывать в код бэкенда? Поверьте, это не лучший выход.
Рекомендую вам добавить поддержку сваггера, при этом очень здорово, если сваггер еще и поддерживает генерацию через тесты. Таким образом, он поможет вам документировать API.
6. Работа с бизнес-логикой фронтенда
Сложность работы с бизнес-логикой фронтенда заключается в том, что тут очень много фреймворков. Обычно в современном програмировании используются Angular, React, Vue. У них у всех есть как свои достоинства, так и свои недостатки. Но я рекомендую вам выбирать для работы с фронтендом React, так как он легче, проще и более гибкий.
7. QA-тестирование фронтенда
Фронтенд тестируют двумя основными видами тестов — на логику и на отображение. Тесты на логику проверяют логическую реализацию функций и классов. Тесты на отображение отвечают за то, чтобы наполнение демонстрировалось пользователю в том виде, который вы задумали, прописывая фронтенд. Для осуществления QA-тестирования фронтенда используйте такие фреймворки, как Mocha, Chai, Jest, Ava, Enzyme, Jest — они самые ходовые, простые в эксплуатации и наиболее понятные из всех.
8. Мониторинг качества веб-приложения
Когда вы завершили седьмой этап, ваше веб-приложение, можно сказать, готово. Ну, или оно находится на финальной стадии готовности — 98%. Что вам нужно знать по итогу? Естественно, первое, что нужно, — это понять, насколько качественно реализовано приложение, как оно будет работать и на какое время хватит его износостойкости. В этом вам поможет Lighthouse — автоматизированный инструмент с открытым исходным кодом для мониторинга качества вашего веб-приложения. Lighthouse проводит системный аудит производительности и доступности веб-приложения для понимания обычного пользователя.
Собранные с помощью Lighthouse данные помогут вам в дальнейшем в случае надобности дорабатывать ваше веб-приложение, изменять в нем какие-то детали или же добавлять и оптимизировать новые функции.
Имейте в виду, что, начав разработку веб-приложения, вам нужно будет изучить все «подводные камни» каждого этапа, а также запастись терпением, потому как сама разработка может занять у вас несколько дней, а вот тестирование и доработка с устранением багов может затянуться и на многие месяцы. Будьте ко всему готовы и помните про первые и самые важные два вопроса: всегда ставьте конкретную задачу, которую должно решать ваше приложение, перед тем, как начать разработку, и выбирайте самый удобный и легкий для вас способ разработки, в котором вы хорошо ориентируетесь. Ведь разработка веб-приложения — это именно тот случай, когда надо идти путем наименьшего сопротивления.
Делаем современное веб-приложение с нуля
Итак, вы решили сделать новый проект. И проект этот — веб-приложение. Сколько времени уйдёт на создание базового прототипа? Насколько это сложно? Что должен уже со старта уметь современный веб-сайт?
В этой статье мы попробуем набросать boilerplate простейшего веб-приложения со следующей архитектурой:
Введение
Перед разработкой, конечно, сперва нужно определиться, что мы разрабатываем! В качестве модельного приложения для этой статьи я решил сделать примитивный wiki-движок. У нас будут карточки, оформленные в Markdown; их можно будет смотреть и (когда-нибудь в будущем) предлагать правки. Всё это мы оформим в виде одностраничного приложения с server-side rendering (что совершенно необходимо для индексации наших будущих терабайт контента).
Давайте чуть подробнее пройдёмся по компонентам, которые нам для этого понадобятся:
Инфраструктура: git
Наверное, про это можно было и не говорить, но, конечно, мы будем вести разработку в git-репозитории.
Итоговый проект можно посмотреть на Github. Каждой секции статьи соответствует один коммит (я немало ребейзил, чтобы добиться этого!).
Инфраструктура: docker-compose
Начнём с настройки окружения. При том изобилии компонент, которое у нас имеется, весьма логичным решением для разработки будет использование docker-compose.
Добавим в репозиторий файл docker-compose.yml следующего содержания:
Давайте разберём вкратце, что тут происходит.
Не менее важный docker/backend/.dockerignore :
Воркер в целом аналогичен бэкенду, только вместо gunicorn у нас обычный запуск питонячьего модуля:
Наконец, фронтенд. Про него на Хабре есть целая отдельная статья, но, судя по развернутой дискуссии на StackOverflow и комментариям в духе «Ребят, уже 2018, нормального решения всё ещё нет?» там всё не так просто. Я остановился на таком варианте докерфайла.
Итак, наш каркас из контейнеров готов и можно наполнять его содержимым!
Бэкенд: каркас на Flask
Теперь наш бэкенд мы можем официально ПОДНЯТЬ!
Фронтенд: каркас на Express
В дальнейшем нам вообще не потребуется Node.js на машине разработчика (хотя мы могли и сейчас извернуться и запустить npm init через Docker, ну да ладно).
В Dockerfile мы упомянули npm run build и npm run start — нужно добавить в package.json соответствующие команды:
Команда build пока ничего не делает, но она нам ещё пригодится.
Добавим в зависимости Express и создадим в index.js простое приложение:
Теперь docker-compose up frontend поднимает наш фронтенд! Более того, на http://localhost:40002 уже должно красоваться классическое “Hello, world”.
Фронтенд: сборка с webpack и React-приложение
Пришло время изобразить в нашем приложении нечто больше, чем plain text. В этой секции мы добавим простейший React-компонент App и настроим сборку.
При программировании на React очень удобно использовать JSX — диалект JavaScript, расширенный синтаксическими конструкциями вида
Однако, JavaScript-движки не понимают его, поэтому обычно во фронтенд добавляется этап сборки. Специальные компиляторы JavaScript (ага-ага) превращают синтаксический сахар в уродливый классический JavaScript, обрабатывают импорты, минифицируют и так далее.
2014 год. apt-cache search java
Итак, простейший React-компонент выглядит очень просто.
Он просто выведет на экран наше приветствие более убедительным кеглем.
Добавим и клиентскую точку входа:
Для сборки всей этой красоты нам потребуются:
webpack — модный молодёжный сборщик для JS (хотя я уже три часа не читал статей по фронтенду, так что насчёт моды не уверен);
babel — компилятор для всевозможных примочек вроде JSX, а заодно поставщик полифиллов на все случаи IE.
Если предыдущая итерация фронтенда у вас всё ещё запущена, вам достаточно сделать
для установки новых зависимостей. Теперь настроим webpack:
Чтобы заработал babel, нужно сконфигурировать frontend/.babelrc :
Наконец, сделаем осмысленной нашу команду npm run build :
Бэкенд: данные в MongoDB
Прежде, чем двигаться дальше и вдыхать в наше приложение жизнь, надо сперва её вдохнуть в бэкенд. Кажется, мы собирались хранить размеченные в Markdown карточки — пора это сделать.
В то время, как существуют ORM для MongoDB на питоне, я считаю использование ORM практикой порочной и оставляю изучение соответствующих решений на ваше усмотрение. Вместо этого сделаем простенький класс для карточки и сопутствующий DAO:
(Если вы до сих пор не используете аннотации типов в Python, обязательно гляньте эти статьи!)
Теперь надо создать MongoCardDAO и дать Flask-приложению к нему доступ. Хотя сейчас у нас очень простая иерархия объектов (настройки → клиент pymongo → база данных pymongo → MongoCardDAO ), давайте сразу создадим централизованный царь-компонент, делающий dependency injection (он пригодится нам снова, когда мы будем делать воркер и tools).
Время добавить новый роут в Flask-приложение и наслаждаться видом!
Упс… ох, точно. Нам же нужно добавить контент! Заведём папку tools и сложим в неё скриптик, добавляющий одну тестовую карточку:
Успех! Теперь время поддержать это на фронтенде.
Фронтенд: Redux
Начнём с добавления Redux. Redux — JavaScript-библиотека для хранения состояния. Идея в том, чтобы вместо тысячи неявных состояний, изменяемых вашими компонентами при пользовательских действиях и других интересных событиях, иметь одно централизованное состояние, а любое изменение его производить через централизованный механизм действий. Так, если раньше для навигации мы сперва включали гифку загрузки, потом делали запрос через AJAX и, наконец, в success-коллбеке прописывали обновление нужных частей страницы, то в Redux-парадигме нам предлагается отправить действие “изменить контент на гифку с анимацией”, которое изменит глобальное состояние так, что одна из ваших компонент выкинет прежний контент и поставит анимацию, потом сделать запрос, а в его success-коллбеке отправить ещё одно действие, “изменить контент на подгруженный”. В общем, сейчас мы это сами увидим.
Начнём с установки новых зависимостей в наш контейнер.
Первое — собственно, Redux, второе — специальная библиотека для скрещивания React и Redux (written by mating experts), третье — очень нужная штука, необходимость который неплохо обоснована в её же README, и, наконец, четвёртое — библиотечка, необходимая для работы Redux DevTools Extension.
Начнём с бойлерплейтного Redux-кода: создания редьюсера, который ничего не делает, и инициализации состояния.
Наш клиент немного видоизменяется, морально готовясь к работе с Redux:
Фронтенд: страница карточки
Прежде, чем сделать страницы с SSR, надо сделать страницы без SSR! Давайте наконец воспользуемся нашим гениальным API для доступа к карточкам и сверстаем страницу карточки на фронтенде.
Время воспользоваться интеллектом и задизайнить структуру нашего состояния. Материалов на эту тему довольно много, так что предлагаю интеллектом не злоупотреблять и остановится на простом. Например, таком:
Заведём компонент «карточка», принимающий в качестве props содержимое cardData (оно же — фактически содержимое нашей карточки в mongo):
Теперь заведём компонент для всей страницы с карточкой. Он будет ответственен за то, чтобы достать нужные данные из API и передать их в Card. А фетчинг данных мы сделаем React-Redux way.
Для начала создадим файлик frontend/src/redux/actions.js и создадим действие, которые достаёт из API содержимое карточки, если ещё не:
Ох, у нас появилось действие, которое ЧТО-ТО ДЕЛАЕТ! Это надо поддержать в редьюсере:
(Обратите внимание на сверхмодный синтаксис для клонирования объекта с изменением отдельных полей.)
Теперь, когда вся логика унесена в Redux actions, сама компонента CardPage будет выглядеть сравнительно просто:
Добавим простенькую обработку page.type в наш корневой компонент App:
И теперь остался последний момент — надо как-то инициализировать page.type и page.cardSlug в зависимости от URL страницы.
Но в этой статье ещё много разделов, мы же не можем сделать качественное решение прямо сейчас. Давайте пока что сделаем это как-нибудь глупо. Вот прям совсем глупо. Например, регуляркой при инициализации приложения!
Так, секундочку… а где же наш контент? Ох, да мы ведь забыли распарсить Markdown!
Воркер: RQ
Парсинг Markdown и генерация HTML для карточки потенциально неограниченного размера — типичная «тяжёлая» задача, которую вместо того, чтобы решать прямо на бэкенде при сохранении изменений, обычно ставят в очередь и исполняют на отдельных машинах — воркерах.
Есть много опенсорсных реализаций очередей задач; мы возьмём Redis и простенькую библиотечку RQ (Redis Queue), которая передаёт параметры задач в формате pickle и сама организует нам спаунинг процессов для их обработки.
Время добавить редис в зависимости, настройки и вайринг!
Немного бойлерплейтного кода для воркера.
Для самого парсинга подключим библиотечку mistune и напишем простенькую функцию:
Мы объявили свой класс джобы, прокидывающий вайринг в качестве дополнительного kwargs-аргумента во все таски. (Обратите внимание, что он создаёт каждый раз НОВЫЙ вайринг, потому что некоторые клиенты нельзя создавать перед форком, который происходит внутри RQ перед началом обработки задачи.) Чтобы все наши таски не стали зависеть от вайринга — то есть от ВСЕХ наших объектов, — давайте сделаем декоратор, который будет доставать из вайринга только нужное:
Добавляем декоратор к нашей таске и радуемся жизни:
Радуемся жизни? Тьфу, я хотел сказать, запускаем воркер:
Ииии… он ничего не делает! Конечно, ведь мы не ставили ни одной таски!
Давайте перепишем нашу тулзу, которая создаёт тестовую карточку, чтобы она: а) не падала, если карточка уже создана (как в нашем случае); б) ставила таску на парсинг маркдауна.
Пересобрав контейнер с бэкендом, мы наконец можем увидеть контент нашей карточки в браузере:
Фронтенд: навигация
Прежде, чем мы перейдём к SSR, нам нужно сделать всю нашу возню с React хоть сколько-то осмысленной и сделать наше single page application действительно single page. Давайте обновим нашу тулзу, чтобы создавалось две (НЕ ОДНА, А ДВЕ! МАМА, Я ТЕПЕРЬ БИГ ДАТА ДЕВЕЛОПЕР!) карточки, ссылающиеся друг на друга, и потом займёмся навигацией между ними.
Теперь мы можем ходить по ссылкам и созерцать, как каждый раз наше чудесное приложение перезагружается. Хватит это терпеть!
Сперва навесим свой обработчик на клики по ссылкам. Поскольку HTML со ссылками у нас приходит с бэкенда, а приложение у нас на React, потребуется небольшой React-специфический фокус.
Добавляем глупенький редьюсер под это дело:
Внимательный читатель обратит внимание, что URL страницы не будет изменяться при навигации между карточками — даже на скриншоте мы видим Hello, world-карточку по адресу demo-карточки. Соответственно, навигация вперёд-назад тоже отвалилась. Давайте сразу добавим немного чёрной магии с history, чтобы починить это!
Теперь при переходах по ссылкам URL в адресной строке браузера будет реально меняться. Однако, кнопка «Назад» сломается!
А вот как — действие navigate:
Вот теперь история заработает.
Фронтенд: server-side rendering
Пришло время для нашей главной (на мой взгляд) фишечки — SEO-дружелюбия. Чтобы поисковики могли индексировать наш контент, полностью создаваемый динамически в React-компонентах, нам нужно уметь выдавать им результат рендеринга React, и ещё и научиться потом делать этот результат снова интерактивным.