обладающим хорошим обонянием отличным нюхом фразеологизм подобрать

Урок родного русского языка на тему «Красное словцо не ложь»для 4 класса

8b2427ff73af4365f128b492b0e1cb9664

svid pub

Тема: «Красное словцо не ложь»

1. Прочитай текст. Как ты понимаешь смысл выделенного предложения?

С древнейших времён человек был связан с животным миром. Он издавна наблюдал за животными, их поведением и привычками, подмечал их характерные черты или, наоборот, приписывал животным свои человеческие качества. Животные стали мерилом многих человеческих качеств и поступков. Чем больше животное было вовлечено в жизнь человека, тем чаще его образ использовался для характеристики внешности или поступков людей. Это отразилось в сравнениях, фразеологизмах, пословицах и поговорках. Фразеологизмы со словами, называющими домашних животных, многочисленны. В русской фразеологии представлены собака (пёс), кошка — кот, корова — бык, ло-

шадь (конь), коза — козёл, овца — баран, свинья, осёл и другие.

· Какое слово помогает понять значение слова мерйло? Если тебе трудно понять значение этого слова, посмотри в толковом словаре. В прямом или переносном значении употреблено это слово в предложении?

Белы хоромы, красны подпоры.

3. Прочитай текст. Найди в тексте объяснение выделенных выражений.

· Бабуль, я на пруд! — кричит Сергей и пулей вылетает за ворота.

т- Серёженька, погоди, Белого-то, Белого забыл!

Ничего не поделаешь, придётся возвращаться. Сергей выбирает хворостину подлиннее, открывает калитку и выпускает на улицу здорового белого гусака. Тот тянет по-змеиному шею и злорадно шипит:

· Ш-што, удрать хотел? Хорош-ш гусь!

· Это ты гусь, — мрачно отвечает Сергей. — Житья от тебя нет. Искупаться и то без тебя нельзя! Другие гуси плавают себе в луже возле дома — и ничего. И пасти их никому не надо. Ну, посмотри, чем тебе не пруд?

Белый презрительно отворачивается. А потом, распустив крылья, с угрожающим шипением бежит к Сергею и хватает его за ногу.

· Опять щипаться?! Ну, погоди!

И тут появляется бабушка:

· Сергей, ты опять за своё?! Сколько раз я тебе говорила: «Не дразни его! Не дразни!» А тебе хоть бы что — как с гуся вода!

Про то, что не стоит дразнить гусей, Сергею говорить не надо. Это он и так знает. «Не стоит дразнить гусей» значит «не стоит задевать обидчивых и сердитых». Но тут ещё надо разобраться, кто кого задевает (на ноге-то вон какой синяк!). И совсем не всё ему как с гуся вода. И.

· Сделай в тетради такую же таблицу. К каждому толкованию подбери фразеологизм из текста.

Значение фразеологизма в словаре

Фразеологизм из текста

Вызывать раздражение, злобу у кого-либо.

Совершенно безразлично, никак не действует на кого-либо.

Человек, неожиданно проявивший себя с отрицательной стороны.

4. В тексте пропущены два фразеологизма: гусь лапчатый и хорош гусь. Спиши этот текст в тетрадь, вставляя фразеологизмы на место пропусков.

За доброе-то дело гусем не называют. (. ) — плутом, пройдохой — того зовут, кто себе на уме, от которого не знаешь, чего и ждать. А «. » про тех говорят, кто вдруг с нехорошей стороны себя показал.

5. Прочитай стихотворение. Что означает выражение идти гуськом? Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

По дороге в Тяпы-Ляпы Шли гуськом четыре шляпы.

Шляпу старую с пером Звали дедушкой Петром.

Шляпу с ленточкою синей Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой Звали внучкой Леночкой.

Ну, а шляпу с козырьком Звали внуком Игорьком.

Тяпы-Ляпы — это дача.

Есть у шляп одна задача:

Дождик ночью прошумел,

В огороде уйма дел.

· Запиши, что означает выражение идти гуськом.

6. Прочитай текст. Происхождение каких фразеологизмов объясняют особенности характера, поведения гусей? Подготовь короткое устное сообщение.

«Жили у бабуси два весёлых гуся. » Весёлых?

Кто видел гусей такими? Точно об их характере сказано в старой книжке по домоводству: «Гусь — птица серьёзная, не суетливая, исполненная достоинства, готовая постоять за себя». В самом деле, посмотрите, как чинно, неторопливо шествуют гуси с луга домой. Надо перейти дорогу, по которой мчатся автомобили, — гуси сделают это спокойно, без паники, свойственной в этом случае, например, курам. И попробуйте подразнить гуся — окажетесь в незавидном положении. Гусь считается злой птицей: если его чем-либо беспокоить, дразнить, он шипит и больно щиплет клювом своего обидчика.

Кормятся гуси летом преимущественно травой, съедая за день её около двух килограммов. И к осени, к морозной поре гусь нагуливает до пяти — восьми килограммов гусятины. Кроме того, высоко ценится гусиный пух. Именно он обеспечивает птице непромокаемость: из-за жировой смазки оперенья вода с гуся легко скатывается.

Было время, ценились и жёсткие перья гусей — ими писали. Рукописи Пушкина с занятными рисунками на полях — жаркие чувства и мысли, записанные гусиным пером. Весь пишущий мир пользовался в те годы такими перьями. В Европу их поставляла Россия — двадцать — тридцать миллионов штук в год.

· Рассмотри фотографии на с. 36 и выбери фрагменты текста, которые они иллюстрируют.

На барышне сорок рубашек, ветер подует — спина гола.

Сидит курочка на золотых яичках, а хвост деревянный.

Жёлтая курица под тыном дуется, что это?

8. Прочитай текст. О ком он? Выпиши из текста устойчивые выражения и пословицы, в которых названы качества главного персонажа (внешность, характер, особенности поведения).

Смешнее курицы на свете птицы нет! День целый клюёт и никак не наестся, а вечер придёт, не слезает с насеста, кудахчет да квохчет весь день напролёт, без переполоха яйца не снесёт, взлететь над плетнём на вершок не умеет* в соседнюю улочку выйти робеет, и дали, и шири, и выси боится — да разве же это птица?! Одно только название.

Вялых да неповоротливых, таких, которые от всякой беды, от всякого трудного дела руки опускают, зовут мокрыми курицами.

Слепой курицей прозывают тех, кто дальше своего носа не видит.

О забывчивых говорят, что у них куриная память, а о глупых — что у них куриный ум.

Про того, у кого очень много денег, говорят: «У него денег куры не клюют», а над тем, кто очень уж болтлив, посмеиваются: «Скажешь курице, а она всей улице».

Начнёт кто-нибудь чересчур много заботиться, хлопотать о чём-нибудь — скажут в шутку, что носится с этим как курица с яйцом.

Возьмутся младшие со старшими спорить — ворчат старики насмешливо: «Яйца курицу не учат». А попадёт кто-то нежданно-негаданно в беду — вздохнёт да над собой посмеётся: «Эх, попал я, как кур во щи!»

Села на тетрадку стрекоза. «Фи! — стрекочет, — написано как курица лапой — прочитать ничего нельзя».

Бабушки с внучатами, будто квочки с цыплятами, у ворот сидят, сказки сказывают: «Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. »

· Сделай в тетради такую же таблицу. К каждому толкованию подбери фразеологизм из текста.

Читайте также:  ничего на свете лучше нету полная версия

Значение фразеологизма в словаре

Фразеологизм из текста

Писать неразборчиво; так, что нельзя понять.

Безвольный, бесхарактерный человек; размазня.

Уделяет излишнее внимание тому, кто или что такого внимания не заслуживает.

9. Вставь на место пропусков фразеологизмы, подходящие по смыслу. Запиши предложения в тетрадь.

1. Курица после захода солнца слепнет и становится беспомощной, поэтому подслеповатого человека называют (. ).

2. Велька взял дневники своей мамы, протёр их тряпкой и осторожно открыл. Дневники были самые обыкновенные, точно такие же, как и у Вельки в школе: только в разлинованных строчках у него (. ) здесь старательным круглым почерком были выведены названия предметов и домашние задания. (А. Алейников)

Из истории языка и культуры

«Курам на смех» — так говорят о чём-либо несуразном, крайне абсурдном, смехотворном до нелепости.

Выражение это неодобрительное, но шутливое: даже курам с их «куриными мозгами», не умеющим смеяться, будет смешно, настолько что-либо нелепо.

Курица всегда была предметом насмешек, так как она не летает, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа.

10. Прочитай текст. Найди в тексте объяснение выделенных выражений.

У дверей магазина «Продукты» сидел щенок. Он вертел головой по сторонам и вдруг увидел на крыльце магазина чёрного кота, такого огромного, что щенку даже стало немножечко страшно. Никаких дел с котами ему пока иметь не доводилось, но, что такое жить как кошка с собакой, он уже знал и потому всё-таки набрался смелости и тявкнул.

Кот прищурился и лениво проворчал:

· Что за манеры! Щенок ещё, а туда же — собачиться. Ни за что ни про что облаял первого встречного. Нет, не зря у людей говорится «злой как собака».

· Неужели люди так говорят? — удивился щенок.

· Кто ж этого не знает! Про всех невоспитанных злых людей говорится, что у них собачий нрав, а про тех, кто ругается и ссорится, что они грызутся как собаки. И, между прочим, правильно говорится.

· Неправильно! — возмутился щенок. — Совсем не все собаки злые!

· Помолчи уж. Я знаю, что говорю. Я на этом, можно сказать, собаку съел.

Щенок с опаской посмотрел на кота и на всякий случай отодвинулся подальше: он ещё не знал, что собаку съесть означает просто-напросто что-нибудь очень хорошо узнать.

· Считаете себя лучшими друзьями человека, когда всем известно, что нет ничего хуже, чем жить как вы, собаки, и нет ничего обидней, когда люди обращаются с тобой как с собакой.

· И чего ты так рассердился? Прямо как с цепи сорвался! Неужели ты никогда не слышал, что, например, вместо того, чтобы просто сказать: «Так вот в чём всё дело!» — они радостно кричат: «Так вот где собака-то зарыта!» И если выгоняют кого-нибудь без жалости, то тоже как собаку.

И другие выражения есть: смотреть как побитая собака, выть с тоски как собака, заживёт как на собаке, любить как собака палку. Ну, что ты на это скажешь?

· Правду говоришь, — вздохнул Шарик. — Жизнь у нас не сахар. Тебе-то что: знай набивай пузо мышами. А тут, бывает, сидишь в своей конуре на собачьем холоде уставший как собака, замёрзший как собака, голодный как собака. Что ни говори — собачья жизнь.

· Расскажи, какие из выделенных выражений встречались в речи твоих товарищей. В каких случаях эти выражения использовались?

· Определи, какой из рисунков является иллюстрацией к фразеологизму.

Жить как кошка с собакой

· К каждому толкованию подбери фразеологизм из текста.

Значение фразеологизма в словаре

Фразеологизм из текста

Кто-либо является знатоком че- го-либо, имеет богатый опыт в каком-то деле.

Именно в этом истинная причина, суть дела.

В постоянной ссоре, вражде.

11. Вставь в текст примеры фразеологизмов, подходящие по смыслу.

В русских народных сказках (например, «Медведь и собака», «Морозко») собака — положительный персонаж. Она всегда принимает сторону обиженных, никогда не предаёт хозяина. А во фразеологизмах положительные характеристики животного (преданность, бескорыстие, верность) фактически не закрепились. Сравнения человека с собакой в основном содержат отрицательную оценку. Почему? Попробуем объяснить.

Человек, которого сравнивают с собакой, представляется в первую очередь злым, грубым, жестоким — собака может облаять или укусить без видимой причины (. ); а также уставшим в крайней степени — собака много двигается, к примеру на охоте, теряет слишком много сил (. ); обладающим хорошим обонянием, отличным нюхом (. ); верным, но порой сверх меры (. ). Собаку держат в конуре и на цепи — жизнь её трудна (. ).

12. В севернорусских говорах одно из значений слова собака — «шар в игре». А гонять собак — это примерно то же, что гонять самодельный мяч или гонять шары. Если человек играет, то он не работает — бездельничает. А какие ещё фразеологизмы имеют такое же значение? Продолжи ряд.

· Попробуй объяснить, почему у этих фразеологизмов появилось такое значение. Что в русской традиции называли бездельем?

Найди в словаре значения фразеологизмов: (нужен) как собаке пятая нога, вешать всех собак (на кого-то), каждая собака знает, как побитая собачонка, как собака на сене. Запиши их в тетрадь.

13. Прочитай фрагмент стихотворения Юнны Мориц. Объясни, что означает фразеологизм собачья жизнь.

Ведь ей не везёт В этой жизни Ужасно,

Ужасно, как ей не везёт!

Что эта собака Всех без разбору Грызёт!

У ней расцветают в душе Незабудки,

В желудке играет кларнет!

С бродячей собакой бездомной Опасны, особенно Полночью тёмной, —

Вот самый огромный,

Огромный Собачий Секрет!

Собака бывает кусачей Только от жизни собачьей,

Только от жизни собачьей Собака бывает кусачей!

14. Продолжи ряд фразеологизмов.

15. Найдите во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определите, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах. Почему?

Источник

Допишите вторую часть фразеологизма. ГДЗ. Упр. 72, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Допишите вторую часть фразеологизма. Объясните происхождение фра­зеологизмов под номерами 6, 7, 11, 12, 17, 30.

Подберите синонимы-фразеологизмы к фразеологическим оборотам под номерами 1, 2, 5, 6, 12, 13, 17, 22. При затруднении обращайтесь к фразеологическому словарю.

1. Невзирая ни на что. 2. Два сапога пара. 3. Буря в стакане во­ ды. 4. Топтаться на одном месте. 5. Кусать локти. 6. Не мудрствуя лукаво
7. Зарубить себе на носу. 8. Волчий взгляд. 9. Похожи как две капли воды.
10 Черепашьим шагом. 11. Крокодиловы слезы. 12. От корки до корки.
13. Искать днем с огнем. 14. За семь верст киселя хлебать. 15. Ждать у моря погоды. 16. Принять за чистую монету. 17. Овчинка выделки не стоит
18. Ни Богу свечка, ни черту кочерга. 19. Проще пареной репы. 20. Обвести вокруг пальца. 21. Танцевать от печки. 22. Как бельмо на глазу. 23. Решетом носить воду. 24. Не в бровь, а в глаз. 25. Сулить золотые горы. 26. Не ви­ деть дальше собственного носа. 27. Краем уха услышать. 28. Калиф на час.
29. Плакать в жилетку. 30. Кисейная барышня. 31. Еле-еле душа в теле.
32. Свежо предание да верится с трудом (Грибоедов, «Горе от ума»), 33. Рог изобилия. 34. Рожденный ползать летать не может. 35. Дела давно минув­ ших дней, преданья старины глубокой (Пушкин, «Руслан и Людмила»).
36. На сон грядущий. 37. Голод не тетка. 38. Имеющий уши да услышит
39. Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок (Грибоедов, «Горе от ума»).
Свечка — палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая
для освещения.
Кисейная — прозрачная тонкая легкая, похожая на кисею.
Предание — рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной форме.
Два сапога пара — яблоко от яблони недалеко падает
Как две капли воды похожи — два птенца из одного гнезда. Искать днем с огнем — искать иголку в стоге сена.

Читайте также:  как выбрать хорошего коня

Источник

Из истории языка и культуры

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Красное словцо не ложь

1. Прочитай текст. Как ты понимаешь смысл выде­ленного предложения?

С древнейших времён человек был связан с животным миром. Он издавна наблюдал за жи­вотными, их поведением и привычками, подме­чал их характерные черты или, наоборот, при­писывал животным свои человеческие качества. Животные стали мерилом многих человеческих качеств и поступков.Чем больше животное было вовлечено в жизнь человека, тем чаще его образ использовался для характеристики внешности или поступков людей. Это отрази­лось в сравнениях, фразеологизмах, пословицах и поговорках. Фразеологизмы со словами, на­зывающими домашних животных, многочислен­ны. В русской фразеологии представлены соба­ка (пёс), кошка — кот, корова — бык, ло-

шадь (конь), коза — козёл, овца — баран, свинья, осёли другие.

Какое слово помогает понять значение сло­ва мерйло? Если тебе трудно понять значение этого слова, посмотри в толковом словаре. В прямом или переносном значении употреблено это слово в пред­ложении?

Отгадай загадку.

Белы хоромы, красны подпоры.

3. Прочитай текст. Найди в тексте объяснение выде­ленных выражений.

image002

— Бабуль, я на пруд! — кричит Сергей и пулей вылетает за ворота.

т- Серёженька, погоди, Белого-то, Белого забыл!

Ничего не поделаешь, придётся возвращать­ся. Сергей выбирает хворостину подлиннее, от­крывает калитку и выпускает на улицу здоро­вого белого гусака. Тот тянет по-змеиному шею и злорадно шипит:

— Ш-што, удрать хотел? Хорош-ш гусь!

— Это ты гусь, — мрачно отвечает Сергей. — Житья от тебя нет. Искупаться и то без тебя нельзя! Другие гуси плавают себе в луже возле дома — и ничего. И пасти их ни­кому не надо. Ну, посмотри, чем тебе не пруд?

Белый презрительно отворачивается. А по­том, распустив крылья, с угрожающим шипени­ем бежит к Сергею и хватает его за ногу.

— Опять щипаться?! Ну, погоди!

И тут появляется бабушка:

— Сергей, ты опять за своё?! Сколько раз я тебе говорила: «Не дразни его! Не дразни!» А тебе хоть бы что — как с гуся вода!

Про то, что не стоит дразнить гусей,Сергею говорить не надо. Это он и так знает. «Не стоит дразнить гусей» значит «не стоит задевать обидчивых и сердитых». Но тут ещё надо разобраться, кто кого задевает (на ноге-то вон какой синяк!). И совсем не всё ему как с гуся вода. И.

Сделай в тетради такую же таблицу. К каждо­му толкованию подбери фразеологизм из текста.

Значение фразеологизма в словаре Фразеологизм из текста
Вызывать раздражение, злобу у кого-либо.
Совершенно безразлично, никак не действует на кого-либо.
Человек, неожиданно проявив­ший себя с отрицательной сто­роны.

4. В тексте пропущены два фразеологизма: гусь лапчатый и хорош гусь. Спиши этот текст в те­традь, вставляя фразеологизмы на место пропусков.

За доброе-то дело гусем не называют. (. ) — плутом, пройдохой — того зовут, кто себе на уме, от которого не знаешь, чего и ждать. А «. » про тех говорят, кто вдруг с нехорошей стороны себя показал.

Прочитай стихотворение. Что означает выражение идти гуськом? Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Тяпы-ляпы

По дороге в Тяпы-Ляпы Шли гуськом четыре шляпы.

Шляпу старую с пером Звали дедушкой Петром.

Шляпу с ленточкою синей Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой Звали внучкой Леночкой.

Ну, а шляпу с козырьком Звали внуком Игорьком.

Тяпы-Ляпы — это дача.

Есть у шляп одна задача:

Дождик ночью прошумел,

В огороде уйма дел.

Запиши, что означает выражение идти гуськом.

6. Прочитай текст. Происхождение каких фразеоло­гизмов объясняют особенности характера, поведения гусей? Подготовь короткое устное сообщение.

«Жили у бабуси два весёлых гуся. » Весёлых?

Кто видел гусей такими? Точно об их ха­рактере сказано в старой книжке по домовод-

ству: «Гусь — птица серьёзная, не суетливая, исполненная достоинства, готовая постоять за себя». В самом деле, посмотрите, как чинно, неторопливо шествуют гуси с луга домой. Надо перейти дорогу, по которой мчатся автомоби­ли, — гуси сделают это спокойно, без паники, свойственной в этом случае, например, курам. И попробуйте подразнить гуся — окажетесь в незавидном положении. Гусь считается злой птицей: если его чем-либо беспокоить, драз­нить, он шипит и больно щиплет клювом сво­его обидчика.

640 1

Кормятся гуси летом преимущественно тра­вой, съедая за день её около двух килограм­мов. И к осени, к морозной поре гусь нагули­вает до пяти — восьми килограммов гусятины. Кроме того, высоко ценится гусиный пух. Именно он обеспечивает птице непромокаемость: из-за жировой смазки оперенья вода с гуся легко скатывается.

Было время, ценились и жёсткие перья гу­сей — ими писали. Рукописи Пушкина с за­нятными рисунками на полях — жаркие чув­ства и мысли, записанные гусиным пером. Весь пишущий мир пользовался в те годы такими перьями. В Европу их поставляла Россия — двадцать — тридцать миллионов штук в год.

image004

Рассмотри фотографии на с. 36 и выбери фрагменты текста, которые они иллюстрируют.

Отгадай загадки.

На барышне сорок рубашек, ветер подует — спина гола.

Сидит курочка на золотых яичках, а хвост деревянный.

Жёлтая курица под тыном дуется, что это?

image006

8. Прочитай текст.О ком он? Выпиши из текста устойчивые выражения и пословицы, в которых на­званы качества главного персонажа (внешность, ха­рактер, особенности поведения).

Смешнее курицы на свете птицы нет! День целый клюёт и никак не наестся, а вечер при­дёт, не слезает с насеста, кудахчет да квохчет весь день напролёт, без переполоха яйца не снесёт, взлететь над плетнём на вершок не умеет* в соседнюю улочку выйти робеет, и да­ли, и шири, и выси боится — да разве же это птица?! Одно только название.

Вялых да неповоротливых, таких, которые от всякой беды, от всякого трудного дела руки опускают, зовут мокрыми курицами.

Слепой курицейпрозывают тех, кто дальше своего носа не видит.

О забывчивых говорят, что у них куриная память,а о глупых — что у них кури­ный ум.

Про того, у кого очень много денег, гово­рят: «У него денег куры не клюют»,а над тем, кто очень уж болтлив, посмеиваются: «Скажешь курице, а она всей улице».

Читайте также:  как поднять рейтинг чести в mount and blade

Начнёт кто-нибудь чересчур много заботить­ся, хлопотать о чём-нибудь — скажут в шутку, что носитсяс этим как курица с яйцом.

Возьмутся младшие со старшими спорить — ворчат старики насмешливо: «Яйца курицу не учат».А попадёт кто-то нежданно-негаданно в беду — вздохнёт да над собой посмеётся: «Эх, попал я, как кур во щи!»

Села на тетрадку стрекоза. «Фи! — стреко­чет, — написано как курица лапой— прочи­тать ничего нельзя».

Бабушки с внучатами, будто квочкис цып­лятами,у ворот сидят, сказки сказывают: «Жили-были дед да баба. Ибыла у них ку­рочка ряба. »

Сделай в тетради такую же таблицу. К каждо­му толкованию подбери фразеологизм из текста.

Значение фразеологизма в словаре Фразеологизм из текста
Писать неразборчиво; так, что нельзя понять.
Безвольный, бесхарактерный че­ловек; размазня.
Уделяет излишнее внимание то­му, кто или что такого внима­ния не заслуживает.

9. Вставь на место пропусков фразеологизмы, подхо­дящие по смыслу. Запиши предложения в тетрадь.

1. Курица после захода солнца слепнет и становится беспомощной, поэтому подслеповато­го человека называют (. ).

2. Велька взял дневники своей мамы, протёр их тряпкой и осторожно открыл. Дневники бы­ли самые обыкновенные, точно такие же, как и у Вельки в школе: только в разлинованных строчках у него (. )> а здесь старательным круглым почерком были выведены названия предметов и домашние задания. (А. Алейников)

Из истории языка и культуры

£> Курам на смех—* так говорят о чём-либо не­суразном, крайне абсурдном, смехотворном до нелепости.

Выражение это неодобрительное, но шутливое: даже курам с их «куриными мозгами», не умеющим смеяться, будет смешно, настолько что-либо нелепо.

Курица всегда была предметом насмешек, так как она не летает, не вьёт гнезда, боится во­ды, не видит в темноте, пуглива, глупа.

10. Прочитай текст. Найди в тексте объяснение выде­ленных выражений.

У дверей магазина «Продукты» сидел ще­нок. Он вертел головой по сторонам и вдруг увидел на крыльце магазина чёрного кота, та­кого огромного, что щенку даже стало немно­жечко страшно. Никаких дел с котами ему по­ка иметь не доводилось, но, что такое жить как кошка с собакой,он уже знал и потому всё-таки набрался смелости и тявкнул.

Кот прищурился и лениво проворчал:

— Что за манеры! Щенок ещё, а туда же — собачиться.Ни за что ни про что обла­ял первого встречного. Нет, не зря у людей говорится «злой как собака».

— Неужели люди так говорят? — удивился щенок.

— Кто ж этого не знает! Про всех невоспи­танных злых людей говорится, что у них соба­чий нрав,а про тех, кто ругается и ссорится, что они грызутся как собаки.И, между про­чим, правильно говорится.

— Неправильно! — возмутился щенок. — Совсем не все собаки злые!

— Помолчи уж. Я знаю, что говорю. Я на этом, можно сказать, собаку съел.

Щенок с опаской посмотрел на кота и на всякий случай отодвинулся подальше: он ещё не знал, что собаку съестьозначает просто-на­просто что-нибудь очень хорошо узнать.

image008Считаете себя лучшими друзьями челове­ка, когда всем известно, что нет ничего хуже, чем жить каквы, собаки,и нет ничего обид­ней, когда люди обращаютсяс тобой как с со-

image010

Кот прищурился и лениво проворчал:

— Что за манеры! Щенок ещё, а туда же — собачиться.Ни за что ни про что обла­ял первого встречного. Нет, не зря у людей говорится «злой как собака».

— Неужели люди так говорят? — удивился щенок.

— Кто ж этого не знает! Про всех невоспи­танных злых людей говорится, что у них соба­чий нрав,а про тех, кто ругается и ссорится, что они грызутся как собаки.И, между про­чим, правильно говорится.

— Неправильно! — возмутился щенок. — Совсем не все собаки злые!

— Помолчи уж. Я знаю, что говорю. Я на этом, можно сказать, собаку съел.

Щенок с опаской посмотрел на кота и на всякий случай отодвинулся подальше: он ещё не знал, что собаку съестьозначает просто-на- просто что-нибудь очень хорошо узнать.

image012 image013Считаете себя лучшими друзьями челове­ка, когда всем известно, что нет ничего хуже, чем жить каквы, собаки,и нет ничего обид­ней, когда люди обращаютсяс тобой как с со-

Ичего ты так рассердился? Прямо как с цепи сорвался!Неужели ты никогда не слы­шал, что, например, вместо того, чтобы просто сказать: «Так вот в чём всё дело!» — они ра­достно кричат: «Так вот где собака-то зарыта!» Иесли выгоняют кого-нибудь без жалости, то тоже как собаку.

Идругие выражения есть: смотреть как по­битая собака, выть с тоски как собака, зажи­вёт как на собаке, любить как собака палку.Ну, что ты на это скажешь?

— Правду говоришь, — вздохнул Ша­рик. — Жизнь у нас не сахар. Тебе-то что: знай набивай пузо мышами. А тут, бывает, си­дишь в своей конуре на собачьем холоде уставший как собака, замёрзший как собака, голодный как собака.Что ни говори — соба­чья жизнь.

Расскажи, какие из выделенных выражений встречались в речи твоих товарищей. В каких случа­ях эти выражения использовались?

Определи, какой из рисунков является иллю­страцией к фразеологизму.

Жить как кошка с собакой

image015

image017

К каждому толкованию подбери фразеологизм из текста.

Значение фразеологизма в словаре Фразеологизм из текста
Кто-либо является знатоком че- го-либо, имеет богатый опыт в каком-то деле.
Именно в этом истинная причи­на, суть дела.
В постоянной ссоре, вражде.

11. Вставь в текст примеры фразеологизмов, подходя­щие по смыслу.

В русских народных сказках (например, «Медведь и собака», «Морозко») собака — по­ложительный персонаж. Она всегда принимает сторону обиженных, никогда не предаёт хозяи­на. А во фразеологизмах положительные харак-

теристики животного (преданность, бескорыстие, верность) фактически не закрепились. Сравне­ния человека с собакой в основном содержат отрицательную оценку. Почему? Попробуем объ­яснить.

Человек, которого сравнивают с собакой, представляется в первую очередь злым, грубым, жестоким — собака может облаять или укусить без видимой причины (. ); а также уставшим в крайней степени — собака много двигается, к примеру на охоте, теряет слишком много сил (. ); обладающим хорошим обонянием, от­личным нюхом (. ); верным, но порой сверх меры (. ). Собаку держат в конуре и на це­пи — жизнь её трудна (. ).

12. В севернорусских говорах одно из значений слова собака — «шар в игре». А гонять со­бак — это примерно то же, что гонять самодель­ный мяч или гонять шары. Если человек играет, то он не работает — бездельничает. А какие ещё фразеологизмы имеют такое же значение? Продолжи ряд.

Попробуй объяснить, почему у этих фразеоло­гизмов появилось такое значение. Что в русской тра­диции называли бездельем?

13. Найди в словаре значения фразеологизмов: (ну­жен) как собаке пятая нога, вешать всех собак (на кого-то), каждая собака знает, как побитая собачонка, как собака на сене. Запиши их в те­традь.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector