оболт оболдуев кому на руси жить хорошо

Оболт-Оболдуев в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: образ, характеристика, описание, портрет

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев является одним из ярких персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо», описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Образ и характеристика Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: описание, портрет в цитатах

Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают на своем пути помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева. Помещик жалуется мужикам на свою «несчастную» жизнь. Он грустит о крепостном праве, которое отменили в 1861 г.

Оболт-Оболдуев происходит из старых дворянских родов. Помещик гордится своим древними корнями:
«. Я роду именитого. / Мой предок Оболдуй / Впервые поминается / В старинных русских грамотах / Два века с половиною / Назад тому. »
«. Без мала триста лет. / Так вот оно откудова / То дерево дворянское / Идет, друзья мои. »
«. Чем дерево дворянское / Древней, тем именитее, / Почетней дворянин. «

У Оболта-Оболдуева есть жена и дети:
«. Жена рукою собственной / По чарке им нальет. / А детки тут же малые / Посасывают прянички. »
«. Что вон под той рябиною / Резвились наши детушки, / И Ганичка и Верочка, / Аукались со мной. «

Оболот-Оболдуев является богатым помещиком:
«. Так вот, друзья, и жили мы, / Как у Христа за пазухой, / И знали мы почет. / Не только люди русские, / Сама природа русская / Покорствовала нам. »
«. Эй, Трошка! рюмку хересу, / Подушку и ковер. »
«. Расположась на коврике / И выпив рюмку хересу. »
«. Гаврило Афанасьевич, / Вскочив с ковра персидского. «

Барин Оболт-Оболдуев не приучен к труду:
«. Сословья благородные / У нас труду не учатся. »
«. А мне поют: «Трудись!»..»

Оболт-Оболдуев живет 40 лет в деревне, но совсем не разбирается в сельском хозяйстве:
«. Скажу я вам, не хвастая, / Живу почти безвыездно / В деревне сорок лет, / А от ржаного колоса / Не отличу ячменного. «

Помещик Оболт-Оболдуев грустит из-за того, что крепостное право отменили:«. Сорил казну народную / И думал век так жить. / И вдруг. Владыко праведный. » / Помещик зарыдал. »
«. Помещик закручинился, / Упал лицом в подушечку. «

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был заядлым охотником. Теперь он не может себе позволить эту роскошь:
«. Ой ты, охота псовая! / Забудут все помещики, / Но ты, исконно русская / Потеха! не забудешься / Ни во веки веков. »
«. Бывало, нас по осени / До полусотни съедется / В отъезжие поля; / У каждого помещика / Сто гончих в напуску, / У каждого по дюжине / Борзовщиков верхом, / При каждом с кашеварами, / С провизией обоз. «

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был строг со своими крестьянами:
«. Вы сами знаете, / Нельзя же и без строгости? / Но я карал – любя. »
«. Да, был я строг по времени. »
«. Теперь не бьем крестьянина, / Зато уж и отечески / Не милуем его. «

Раньше Оболт-Оболдуев делал с крестьянами, что хотел. Но теперь крестьяне не являются его собственностью:
«. Ни в ком противоречия, / Кого хочу – помилую, / Кого хочу – казню. / Закон – мое желание! / Кулак – моя полиция. «

До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев жил, как в раю. Раньше помещик держал целый полк прислуги:
«. Да, было вам, помещикам, / Житье куда завидное, / Не надо умирать. »
«. Не день, не два – по месяцу / Мы задавали тут. / Свои индейки жирные, / Свои наливки сочные, / Свои актеры, музыка, / Прислуги – целый полк! / Пять поваров да пекаря, / Двух кузнецов, обойщика, / Семнадцать музыкантиков / И двадцать два охотника / Держал я… Боже мой. «

Теперь, после отмены крепостного права, Оболт-Оболдуев живет не так роскошно. Отмена крепостничества испортила его жизнь:
«. Ой жизнь широкая! / Прости-прощай навек! / Прощай и Русь помещичья! / Теперь не та уж Русь. »
«. Невесело / Глядеть, как изменилося / Лицо твое, несчастная / Родная сторона. »
«. И все прошло! все минуло. / Чу! похоронный звон. «

Помещик Оболт-Оболдуев по-прежнему держит у себя лакеев. Он привык быть барином:
«. «Эй, Прошка!» – закричал. / Лакей, по слову барскому, / Принес кувшинчик с водкою. »
«. Эй, Трошка! рюмку хересу. «

Оболт-Оболдуев ничего не умеет делать, кроме как жить чужим трудом, то есть за счет крестьян:
«. Достоинство дворянское / Поддерживать охотою, / Пирами, всякой роскошью / И жить чужим трудом. »
«. Чему учился я? / Что видел я вокруг. / Коптил я небо Божие, / Носил ливрею царскую. / Сорил казну народную / И думал век так жить. «

Это был цитатный образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова: описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Источник

Оболт-Оболдуев — образ и характеристика героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Личность

Гаврилу Афанасьевичу примерно 60 лет. С виду он был круглого телосложения, его лицо выглядело полным, а украшением служили длинные седые усы, из которых торчала дорогая сигара. Из одежды предпочитал одевать венгерку с бранденбурами и широкие штаны.

Происхождение его дворянского рода брало начало аж 2,5 века назад. И это было главным предметом гордости Оболта-Оболдуева. Ведь иметь столь древние корни мог не каждый. Помимо своего древнего происхождения, был Гаврило Афанасьевич ещё очень богат и известен своими растратами.

Роль в поэме

Всю жизнь он веселился, праздновал и ничего не делал. О чём сам неоднократно признаётся мужикам, с которыми повстречался. Вместо работы Оболт-Оболдуев предпочитал пышную охоту, на которую съезжалась вся богатая знать. И брали они с собой поваров, сотни собак и проводили за этим увеселением много времени и тратили на это много денег.

Своих крестьян Оболт-Оболдуев предпочитал в строгости держать, если и накажет, то по-отцовски. А как лишился их, так и осознал, что управлять-то ему теперь некем. Из всех крестьян оставил при себе лакеев, для прислуживания. Если что понадобится, сразу их зовёт и приказы отдаёт.

А до отмены крепостного права жил помещик богато. Ни в чём не было у него меры. Предпочитал он отдыхать на коврах персидских, а вокруг подушки уложены. Слуги спешат ему налить рюмочку хересу, да угодить всячески. А теперь нет возможности плясать и веселиться всласть, остаётся только за ум браться и хозяйство осваивать. Но времена настали сложные, ведь Гаврило Афанасьевич не умеет ничего. Положение высокое, дворянское у него, в семье никто никогда не работал и не учился.

Читайте также:  игрушки для девочек 4 года топ

Остаётся только на себе хозяйство тянуть. От этого становится ему ещё грустнее, ведь жизнь теперь не так прекрасна, как была. Не может он теперь на охоту отправляться, пиры устраивать, когда захочет. Рассказывает он о том, как ещё предки его жили в роскоши, принимали гостей знатных и веселились вместе, всей толпой в особняке его.

40 лет прожил Оболт-Оболдуев в посёлке своём. Каждый день видел, как работают крестьяне, вот только ничего не умеет князь по хозяйству. Только и делает, что смотрит да приказывает побыстрей работать в поле. Своих крестьян рабами считал он, наказывать при малейшем проступке всегда велел, а как отменили крепостное право, так и стал он говорить, что не наказывает их теперь он, но и словом добрым не обмолвится.

Есть у Оболта-Оболдуева жена и две маленькие дочки. Одну зовут Ганичка, а вторую Верочка. Любит жена мужу угодить и когда он желает, выпивку ему наливает, да приёмы устраивает с гостями знатными.

Вывод

Образ Оболта-Оболдуева ясно показывает, что не стоит всё время бездельничать. Если бы князь взялся за ум и начал заниматься хозяйством, то жилось бы ему куда счастливее и спокойнее. Самое главное, что он осознаёт, какие ошибки он совершил за свою жизнь. Знает он, что хозяйством нужно заниматься, учиться и работать самому, а рабочих теперь за деньги нужно нанимать, а не в рабах иметь. Это значит, что для него ещё не всё потеряно. Его жизнь ещё может наладиться, и всё это будет зависеть только от приложенных им усилий.

Характеристика образа Оболта-Оболдуева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В поисках счастья герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прежде всего обращаются к представителям высшего сословия: дворянству и духовенству. На дороге им встречается помещик из соседнего села, рассказывающий о своей жизни. Так появляется образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, и образ этот далеко не однозначен.

Уже сам смысл фамилии Оболта-Оболдуева подсказывает читателю о том, каков этот человек. «Оболдуй – невежа, неотесанный человек, болван» – такое толкование этого слова предоставляет в своем словаре Даль. Использованное в качестве имени собственного, оно отлично передает отношение крестьян в пореформенной Руси к помещикам. Сам Оболт-Оболдуев своим вопросом «Чему учился я?» косвенно подтверждает правильность своей фамилии. Любопытно, что Некрасов не выдумывает ее, а берет из родословных книг Владимирской губернии.

Помещик Оболт-Оболдуев вызывает смешанные впечатления. «Румяненький и кругленький», с «молодецкими ухватками», любящий посмеяться, он не похож на злого человека. Его наивная гордость своим происхождением от татарина Оболдуева способна вызвать разве что добродушную усмешку. Сам же он предпочитал обращаться с крестьянами, как отец: «больше ласкою я привлекал сердца». Он с горечью вспоминает ушедшие времена, когда на праздники он христосовался с крестьянами, воспринимая их как одну большую семью, «по-братски» беседовал с вернувшимися с заработков мужиками и с невинным любопытством ждал их подарков: вина, варенья и рыбы. Не лишен Оболдуев и некой поэтической черты в характере. Его описание времен, когда помещик был единовластным хозяином на своей земле, наполнено искренним восхищением красоты русской земли. Озера, пашни, заповедные луга, дремучие леса, размеренный быт помещичьих усадьб и разнузданная удаль псовой охоты, «рыцарской, исконно-русской потехи» – вот что проносится перед глазами читателя во время рассказа Оболта-Оболдуева. Горечь его вполне искренняя: он отлично понимает, что былые времена уже не вернутся, и сожалеет не столько о своей потерянной власти, сколько о ушедшем величии Руси.

По жизни по помещичьей
Звонят. Ой жизнь широкая!
Прости-прощай навек!

Так восклицает помещик, заслышав далекий звон. Можно сказать, что в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Оболт-Оболдуев выступает как трагический герой.

Но в то же время Некрасов не дает забыть о другой стороне помещичьей жизни: их счастье оплачивалось непосильным крестьянским трудом. Недаром мужики выслушивают излияния помещика с усмешкой, переглядываясь. И правда, достаточно вспомнить описание изможденного Якима Нагого, чтобы «пузатенький» барин перестал вызывать сочувствие. И тут образ конкретного Оболдуева переходит в сатирический, собирательный образ помещика вообще. Этот помещик привык жить за счет других: «сорил казну народную». Он презирает «черную кость», т.е. крестьян, и искренне считает, что волен делать с ними все, что ему заблагорассудится: «кулак – моя полиция!». В его образе воплощено русское рабство, и можно только порадоваться, что оно – вместе с Оболт-Оболдуевым – уходит в прошлое.

Источник

Оболт-Оболдуев («Кому на Руси жить хорошо»)

Происхождение, внешность

По происхождению Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев дворчнин. Он гордится своим происхождением, которое, по его словам, идёт от татарина по фамилии Оболдуев. Фамилия помещика не выдуманная. Н. А. Некрасов взял её из родословной книги Владимирской губернии.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — «румяненький, осанистый», «толстенький» шестидесятилетний помещик с седыми длинными усами. Одет он в широкие штаны и в венгерку с бранденбурами (куртку для охоты и верховой езды). Ухватки у помещика молодецкие. Гаврила Афанасьевич не похож на злого человека, у него есть чувство юмора, он любит посмеяться.

Отношение к крестьянам

Гаврила Афанасьевич рассказывает странникам, которые ищут счастливого человека, что к своим крепостным он всегда относился по-отечески: «Да, был я строг по времени, //А в прочем, больше ласкою //Я привлекал сердца».

С горькими чувствами он вспоминает о прошлом, о том, как в праздники он христосовался со своими крестьянами, сидя с ними за одним столом, и разрешал им приходить в его дом и молиться. Он подолгу беседовал с возвратившимися с заработков мужиками и всегда ждал от них подношений в виде вина, рыбы и сладостей.

Встретившись с искателями счастья, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев сокрушается и негодует о том, что в 1861 году отменили крепостное право, вследствие чего жизнь стала, по его мнению, плохой. Некрасов в своей поэме вводит этого персонажа в число тех, кто довёл обездоленных крестьян до нищеты. Хоть Оболт-Оболдуев и пытается предстать перед странниками как отец для своих бывших крепостных крестьян, на самом деле он — узурпатор, который видел в них только рабочую силу. На самом деле он больше любил псовую охоту, чем своих крестьян.

Помещик, будучи человеком необразованным, откровенно критикует создание крестьянских школ, считая, что крестьяне должны работать, но не учиться, что народ «Сажают, учат грамоте — //Нужна ему она».

Образ самодура-помещика Оболта-Оболдуева Н. А. Некрасов списал со своего отца, для которого дворянское происхождение было предметом гордости. Он также любил охоту с борзыми и предпочитал награждать своих крестьян не целковым, а кулаком.

Читайте также:  на что лучше ловить линя в июле на пруду

Счастье Оболта-Оболдуева

Встретившись с помещиком Оболтом-Оболдуевым, мужики спрашивают, что для него есть счастье. Помещик начинает рассказывать о том, что жизнь его плоха по сравнению с прежними временами. Отмена крепостного права вызвала необратимые последствия, и положение богатого помещика пошатнулось.

Если раньше ему вольготно жилось на народную казну, то отныне это право он утратил. Мысли о прежней сытой жизни приводят Гаврилу Афанасьевича в горестное состояние. От переизбытка чувств он падает лицом на подушечку. Счастьем для него была прежняя беззаботная жизнь, когда он вместе с собаками и слугами отправлялся на охоту.

Оболт-Оболдуев относился к своим крестьянам довольно строго. Он рассказывает собеседникам о том, что любил их и миловал, но, в то же время, бил их и казнил. Каждая прихоть богача была законом для крестьян. Раньше на него трудилось много прислуги: повара, охотники, музыканты, обойщики и кузнецы. А столы его ломились от всякой вкусной снеди и хмельных напитков. Эту жизнь он называет счастливой.

Он с вожделением вспоминал, как крестьяне «в ноги валятся», раболепствуя перед ним. Вспоминая свою прежнюю жизнь, помещик мысленно возвращается в прошлое: «Кого хочу — помилую, //Кого хочу — казню». Из этих слов ясно, что со своими крестьянами он обходился довольно жестоко.

Счастье для Гаврилы Афанасьевича, заключается в сытой жизни, полной роскоши и всех помещичьих благ. На самом деле ему живётся не так уж и плохо. Он по-прежнему пользуется силой низших сословий. В его доме прислуживают лакеи. Оболт-Оболдуев устраивает пиры, приглашая на них соседей. Однако он считает, что его нынешнее положение не сравнить с той жизнью, которая у него была до 1861 года.

Гаврила Афанасьевич говорит, что не выезжал из своей деревни на протяжении последних сорока лет, но не знает, как обрабатывать землю и ничего не понимает в деревенской жизни. Он не умеет трудиться, да и не желает. Его тревожит, что мужики не так почтительно к нему относятся, как раньше. Они смело ходят по его владениям, бунтуют и выказывают своё недовольство. Оболт-Оболдуев уверен, что все произошедшие в последнее время перемены в государстве ведут к разрушению помещичьей системы.

Заключение

Образ Оболта-Оболдуева в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является нарицательным. Это типичный образ богачей-помещиков, привыкших жить за чужой счёт. Рассказывая о своих бедах, он говорит, что искренне радеет об Отчизне, но на самом деле помещик беспокоится только лишь о себе.

Источник

Оболт-Оболдуев: характеристика героя («Кому на Руси жить хорошо»)

Одним из самых ярких героев поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по праву считается Гаврила Афанасьевич. Характеристика Оболта-Оболдуева и образ персонажа помогут читателю глубже прочувствовать суть произведения и понять, почему рассказ получил именно такое название. Будучи состоятельным человеком, мужчина жалуется на плохую судьбу, несчастную жизнь и неспособен оценить, насколько ему повезло.

lazy placeholder

Общая характеристика героя

Впервые читатель знакомится с зажиточным помещиком, когда главные герои (семеро мужичков) встречают Гаврилу Афанасьевича на дороге. Его везет тройка лошадей, а он жалуется на плохую жизнь и отмену крепостного права в 1861 году, что выглядит довольно несуразно и звучит абсурдно. Яркому персонажу Николай Алексеевич дает следующую характеристику:

В глазах мужиков герой выглядит как обыкновенный болван. Прожив порядка 40 лет в деревне, он совершенно не разбирается в сельскохозяйственных делах, даже не умеет отличать колос ржи от ячменя — таков образ Оболта-Оболдуева.

Создание персонажа

В первых четырех главах поэмы автор размышляет о том, что такое истинное человеческое счастье. В главе «Помещик» ключевые герои поэмы, семь простых мужиков, встречают помещика Гаврилу Афанасьевича.

Дворянин выкладывает им свою историю и жалуется мужикам на свою «бедную жизнь». Помещик делится с ними тем, как скучает по крепостничеству, которое отменили в 1861 году. Оболт-Оболдуев сильно контрастирует с высоким идеалом народа — образом Ермилы. Он же один из тех людей, что довели русские деревни до нищеты, а в рабочем классе видели лишь рабочую силу. Гаврила отражает всех тех, кому не понять, каково было народу жить в крепостных, ведь ему в те годы было хорошо.

Самому автору уже в 40-е годы простой мужик и помещик представлялись как две несовместимые величины, чьи интересы и представления об идеальном обществе полностью противоположны. И тогда в своей поэме он решил столкнуть их вместе. И сделал так, что богач поведал все о своей жизни простому люду.

Сам типаж помещика как любителя псовой охоты присущ и другим творениям Некрасова:

Образы помещиков часто восходят к настоящему отцу писателя. Алексей Некрасов был очень колоритным представителем эпохи, а определенные его черты проглядываются в характере Гаврилы Афанасьевича. Некрасов также страстно любит охоту, гордился своим дворянским происхождением и предпочитал кулаками расправляться с крестьянами.

Значение имени, внешность

Помещик обладает красноречивой фамилией. Заглянув в толковый словарь Даля, можно увидеть, что оболдуй обозначает «невежа, или неотесанный человек». В таком же значении данный термин употребляется и сейчас. Примечательно, что подобную фамилию действительно можно найти в перечне родословных книг Владимирской губернии.

Писатель показывает Гаврилу Афанасьевича необразованным человеком, поэтому герой подвергает критике школьные учреждения для крестьян. Он считает, что кому точно не нужна грамота, так это народу.

Оболт-Оболдуев, характеристика (внешность, портрет):

Используя уменьшительно-ласкательные слова, автор ярко передает типичный карикатурный образ. Писатель делает это намеренно при описании внешности, повадок действующего лица.

Помещики Некрасовской поэмы

Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, — бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

Судьба посмеялась над жестоким помещиком. Платит барин своему верному слуге неблагодарностью. Яков прощается с жизнью у него на глазах. Поливанов целую ночь отгоняет волков и птиц, пытаясь сохранить себе жизнь и не сойти с ума от страха. За что так наказал Поливанова верный Яков? Барин отправляет служить племянника слуги, не желая женить его на девушке, которая самому приглянулась. Больной, практически недвижимый (отказали ноги), он все еще надеется отбирать у мужиков то, что понравилось. Нет в душе у барина чувства благодарности. Научил его слуга и открыл греховность поступков, но только ценою своей жизни.

Личность Гаврилы

Оболт-Оболдуев — истинный гордец. Он рад тому, что является дворянином, наделенным деликатными чувствами, а не крестьянином-лапотником. Свою судьбу он принимает как должное и Божию милость. Гаврила действительно происходит из старых дворянских родов. Предок помещика упоминался в старинных русских грамотах. Поэтому герой занял свою веху во дворянстве и гордится древними именитыми корнями. Знатный помещик не приучен к труду, так как сословьям благородным это не нужно.

Читайте также:  дутастерид или финастерид что лучше при аденоме простаты

Заслуги таких уважаемых помещиком предков только вызывают смех у мужиков. Тот самый дворянин по линии отца Афанасия, по словам самого Оболдуева, тешил царицу зверями, за что схлопотал ссадины от медведя. За умение развлечь государыню его удостоили такой милости, как титул и богатство. А предок по материнской линии пытался сжечь Москву, за что поплатился жизнью.

У Гаврилы Афанасьевича есть супруга и дети. Глава семьи любит выпить. Жена любезно своей рукой разливает алкоголь по чаркам. Детвора в основном находится рядом с отцом и матерью, посасывает пряники, резвится около рябины. Звать их Верочкой и Ганичкой.

Происхождение имени

Помещик имеет очень интересную фамилию. Во времена Некрасова «обалдуем» был неотесанный человек, невежа. Значение слова имеет похожий смысл и сегодня. А Оболт-оболдуев — дважды болван. Персонаж не видит смысла в образовании, что только подчеркивает его фамилию. Он сам неуч, а потому резко отзывается об учреждении крестьянских школ. На его взгляд, народу грамота не нужна.

Кичится Гаврила и своим древним дворянским родом. И дает характеристику Оболт-Оболдуев себе цитатой:

Мой предок Оболдуй

В старинных русских грамотах

Два века с половиною

Гаврила был смешон не только при первой встрече. Забавляла мужиков и пафосность, с которой он рассказывал о нелепых подвигах своих предков, пытающихся сжечь Москву и ограбить казну, развлекающихся с медведями. Смешно было на него смотреть и в момент, когда он в охотничьем азарте махал руками и, крича первобытные возгласы, воображал, как травит лису.

Но все же для простых мужиков Оболт-Оболдуев не был просто смешным человеком. Все семеро испытывали к нему недоверие и внутреннюю враждебность. Никто из них не верит «честному, дворянскому слову», ведь есть «христианское слово», более крепкое и надежное.

По словам, которыми обменивались мужики и помещик, можно проследить их истинное отношение друг к другу. Они часто звучат с издевкой и пронизаны взаимным презрением. Оболт, переигрывая в доброжелательности, называет их господами. А они же, смеясь над подвигами его предков, кратко отвечают, что таких бездельников и сейчас немало шатается по улицам.

Счастье помещика

При встрече мужики интересуются у Гаврилы Афанасьевича, что для него есть счастье. Помещик делится трепетной историей о том, что жизнь сейчас стала хуже. После того как князь отменил крепостное право, положение богача ухудшилось. Он уже не мог сорить народной казной. При мыслях об этом герой кручинится, падает лицом в подушку. Он был счастливым, когда мог вдоволь охотиться (раннее увлечение) с гончими псами, кашеварами, провизией.

Раньше Оболт-Оболдуев был строг со своими крестьянами. Если говорить кратко, он карал их и бил любя, миловал, казнил. Желание богача было законом, а кулак мужчины — полицией. У него был полк прислуги: собственные музыканты, кузнецы, обойщики, охотники. На столе всегда у него были жирные индейки и сочные наливки.

Счастье Гаврилы — это роскошная жизнь, которая была до отмены крепостного права. Сразу становится интересно, каково живется ему сейчас. Стоит проследить за «серыми буднями» помещика, оказывается, все не так плохо. Человек, привыкший быть всегда барином, держит у себя лакеев, устраивает пиры, пользуется силой и руками людей низших сословий.

Оболт-Оболдуев символизирует собой вымерший тип крепостника, привыкшего жить за чужой счет. А его «страдания» несравнимы с многовековыми утратами народа, отношение к которому всегда было неуважительным.

Оболт-Оболдуев образ и характеристика

Оболт-Оболдуев образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — один из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Это помещик, которого встречают странствующие мужики и расспрашивают его о счастье.

2. Значение имени. Помещик имеет очень красноречивую фамилию. Согласно словарю Даля, оболдуй — «невежа, неотесанный человек». Примерно такое же значение этот термин сохраняет и в наше время.

Примечательный факт: такая фамилия действительно указана в одной из родословных книг Владимирской губернии. Оболт-Оболдуев не видит никакой пользы в образовании.

Будучи сам необразованным человеком, он резко критикует учреждение школ для крестьян: «Сажают, учат грамоте, — нужна ему [народу] она!».

3. Внешний вид. Оболт-Оболдуев — типичный карикатурный образ богатого дворянина-помещика. Некрасов намеренно использует уменьшительно-ласкательные формы слов при описании его внешности: «барин кругленький, усатенький, пузатенький», «румяненький».

Красочный облик дополняют длинные седые усы. Гавриле Афанасьевичу шестьдесят лет.

4. Происхождение. Гаврила Афанасьевич гордится древностью своего рода. Он даже не понимает, что «заслуги его предков» вызывают у мужиков смех. Основатель рода, татарин Оболдуев, «тешил государыню» зверями и был ободран медведем. За это он и был удостоен царской милости. Предок по материнской линии пытался поджечь Москву и разграбить ее, за что был казнен.

5. Счастье помещика. Оболт-Оболдуев с восторгом предается воспоминаниям о жизни до отмены крепостного права. Особое наслаждение ему доставляют мысли о прежней рабской покорности крестьян: «в ноги валятся». Разгорячившись, помещик словно возвращается в прошлое: «Кого хочу — помилую, кого хочу — казню». Из этих слов становится понятно, насколько жестоко обращался Гаврила Афанасьевич со своими крепостными.

Вспомнив, что времена уже не те, помещик, как бы извиняясь, говорит крестьянам: «Нельзя же и без строгости?». Он приводит доказательства своего ласкового обращения с крестьянами, которые опять выдают в нем самовластного тирана. Христосование с мужиками, выдача им вина, разрешение молиться в господском доме — все это никак нельзя назвать истинными благодеяниями.

Оболт-Оболдуев явно лукавит, когда рассказывает о том, как отпускал крестьян на заработки. «На чужую сторону» крестьяне уходили, чтобы не умереть с голода. «Подарки» барину они приносили не от любви к нему, а в виде оброка.

6. «Все прошло! все минуло. » Отмена крепостного права стала для Гаврилы Афанасьевича настоящей катастрофой. Он с горечью наблюдает за уходом в прошлое «помещичьей Руси». Размышления Оболта-Оболдуева выдают его эгоистические устремления. Помещика совершенно не интересует жизнь крестьян. Он озабочен лишь утратой собственной власти, хотя пытается скрыть это за переживаниями о судьбе всей России: «Не о себе печалимся, тебя, родная, жаль».

Новые требования учиться и трудиться Оболт-Оболдуев принимает в штыки: «Я не крестьянин-лапотник». Он даже гордится тем, что прожив всю жизнь в деревне, не отличает рожь от ячменя.

7. Значение образа. Оболт-Оболдуев символизирует собой вымирающий тип крепостника. Привыкнув жить за чужой счет, он не может найти места в новых условиях. Жалости это не вызывает. «Страдания» Гаврилы Афанасьевича не идут ни в какое сравнение с многовековыми народными муками.

Последыш

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Adblock
detector