- Обратный конус на шпуле катушки хорошо или плохо
- От простого – к сложному
- Обратный конус на шпуле катушки хорошо или плохо
- 24 сообщения в этой теме
- Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
- Создать аккаунт
- Войти
- Недавно просматривали 0 пользователей
- Укладка лески на катушку
- Прямой конус (рис. 1а)
- Обратный конус (рис. 1б)
- Цилиндрическая укладка
- Регулировка шпули
- Бэкинг
- 4 thoughts on “ Укладка лески на катушку ”
- Катушечный обзор. С акцентом на «безбородость»
Обратный конус на шпуле катушки хорошо или плохо
Сетевое издание зарегистрировано: РОСКОМНАДЗОР. Св-во Эл № ФС-77-54609 от 01.07.2013.
Итак, если упрощенно обозначить основные варианты геометрии намотки лески на шпулю, то таковых будет три. Это прямой конус, при котором диаметр массива намотанного шнура в задней части шпули заметно больше, чем в передней, цилиндр и обратный конус, в котором соотношение диаметров противоположное тому, что в конусе прямом.
От простого – к сложному
Первое время мне казалось, что регулировка намотки шайбами – дело совершенно тривиальное. Берем новую катушку, наматываем на нее шнур. Прикидываем, что получается. Если цилиндр или прямой конус, то сматываем шнур, убираем шайбочку, что насажена, подобно колечку в детской пирамидке, на ось катушки между звездочкой и шпулей, и наматываем шнур снова. Как правило, результат нас устраивает: получается небольшой крутизны обратный конус, то есть та геометрия, что сейчас считается оптимальной. Но это – если не вдаваться в детали. А в них имеет смысл вдаваться. А порою это просто необходимо! Поэтому поговорим о вариантах и подробностях.
Если мы говорим об относительно простых катушках, то их подшпульный узел выполнен весьма просто и единообразно: одна средней толщины пластмассовая шайба с круглым или прямоугольным небольшим отверстием посередине. Очень легко снимается и, если надо, возвращается на место. Но нередко бывает так, что снятие этой шайбы влечет за собою неожиданно не самые приятные последствия. Например, обратный конус получается уж очень резким (это тоже плохо, о чем мы
Обратный конус на шпуле катушки хорошо или плохо
24 сообщения в этой теме
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Войти
Есть аккаунт? Войти.
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Автор: Филимон
Создана 16 Марта 2020
Автор: Савва
Создана 8 Января 2007
Автор: Филимон
Создана 28 Декабря 2012
Автор: Kreator
Создана 15 Марта 2016
Автор: ОптимистНН
Создана 10 Ноября 2014
Автор: алекс-79
Создана 14 часов назад
Автор: Kreator
Создана 14 Октября
Автор: Гринго
Создана Tuesday в 21:41
Укладка лески на катушку
автор Валерий Федоров
Здравствуйте, дорогие читатели «Школы Рыбалки»! Чтобы избежать недоразумений, в этой заметке мы будем различать два термина – «укладка» и «намотка». Под «укладкой» будем понимать фигуру образованную леской, намотанной на шпулю. Таких фигур три – «прямой конус», «обратный конус» и «цилиндр».
Форма укладки зависит как от формы шпули, так и от ее положения на штоке катушки. Под «намоткой» будем понимать размещение витков на шпуле. Оно зависит как от программы колебания шпули по штоку, так и от программы вращения лесоукладывателя. От укладки зависит дальность заброса, а от намотки лески – вероятность образования «бороды».
На всех безынерционных катушках применяется один способ намотки – «крест». Но на разных катушках, в зависимости от их конструктивных особенностей, шаг намотки (расстояние между соседними витками) может быть разным, а так же, может быть постоянным или переменным. Чем больше шаг намотки, тем меньше вероятность образования «бороды», но и тем меньше лесы помещается на единице длины шпули. Поэтому намотка с большим шагом внешне выглядит «рыхлой».
Новичок может подумать, что леса уложена абы как. Конструкцией катушки предусмотрено, что как шаг намотки, так и способ укладки мы можем изменить по своему усмотрению в некоторых пределах. Следовательно, нам желательно знать, что это такое и с чем его едят.
Прямой конус (рис. 1а)
Укладка с переменным шагом намотки, при которой шаг намотки уменьшается к стенке шпули. В результате, чем ближе к стенке шпули, тем больше наматывается лесы и укладка приобретает форму конуса сужающегося к борту. Эта укладка обеспечивает наименьшее трение при сходе витков, так как каждый дальний виток имеет больший диаметр, чем каждый ближний и потому трение дальнего витка о ближний при сходе – минимально.
Кроме того, б о льшая часть витков сходит под углом к борту (угол «б») близким к 90*, что обеспечивает минимальное трение о борт. В результате дальность заброса по сравнению с «цилиндром» увеличивается до 15%, в зависимости от конусности. С другой стороны, легкость схода, вкупе с малым шагом намотки, увеличивает вероятность стаскивания витков, уложенных ближе к стенке, и образования «бороды».
Чтобы уменьшить, если можно так выразиться, «бородоопасность», выпускаются шпули с профилем прямого конуса. Здесь конус образуется не за счет изменения шага намотки, а за счет формы шпули. На таких шпулях, как правило, имеются метки производителя, выше которых делать намотку не рекомендуется.
Если меток нет, то высота намотки возле стенки должна быть ниже борта не менее, чем на 2 мм. Укладка «прямой конус» наиболее широко применяется для заброса относительно легких грузов на большую дальность. Особенно в тех случаях, когда в качестве основной лесы используется монофил.
Обратный конус (рис. 1б)
Укладка с переменным шагом, при которой шаг намотки уменьшается к борту шпули. Из рисунка видно, что угол схода лесы со шпули (угол «а») у обратного конуса по всей длине шпули будет меньше, чем у прямого. Следовательно, трение дальних витков лесы о ближние витки у обратного конуса больше. При этом, каждый дальний виток имеет меньший диаметр, чем ближний. Это уменьшает вероятность самопроизвольного схода витков и образование «бороды».
Посмотрим на угол «б». Б о льшая часть витков у прямого конуса сходит от стенки при большем угле «б», что обеспечивает меньшее трение о борт. А у обратного конуса б о льшая часть витков сходит у борта при меньшем угле «б» и, следовательно, при большем трении. В результате, суммарное трение лески (трение схода + трение о борт) у обратного конуса существенно больше. Дальность заброса по сравнению с «цилиндром» уменьшается до 15% в зависимости от конусности.
Но, нет худа без добра. Обратный конус – самая бородобезопасная укладка. Надо хорошенько постараться, чтобы сделать «бороду» с такой укладкой. Поэтому намотку можно делать почти до края борта, оставляя, может быть, микроскопический зазор около 0,5 мм.
Чтобы уменьшить трение о борт выпускаются шпули с профилем обратного конуса. Здесь конус образуется не за счет увеличения количества витков возле борта, а за счет формы шпули. Эта укладка широко применяется при неравномерной проводке, когда витки лесы наматываются с разным натяжением, что увеличивает вероятность образования «бороды» при забросе.
Цилиндрическая укладка
Универсальная, наиболее распространенная укладка с постоянным шагом намотки, по характеристикам нечто среднее между прямым и обратным конусом. Достаточно бородобезопасная с относительно невысоким трением схода и трением о борт. Если на шпуле нет меток производителя, зазор при намотке 1-1,5 мм.
Цилиндр – наиболее оптимальная укладка для фидерной катушки, когда вес забрасываемых грузов колеблется в диапазоне 50-150 граммов. Может применяться как в матче на ближних и возможно средних дистанциях, так и в спиннинге.
Регулировка шпули
Чтобы сделать нужную нам укладку, надо передвинуть шпулю по штоку катушки. Сдвигаем шпулю вперед – больше витков наматывается у стенки, назад – больше витков наматывается у борта. В первом случае получим прямой конус, во втором – обратный. Регулировка осуществляется шайбами (фото 1 и 2).
Чтобы подвинуть вперед шпулю катушки с передним фрикционом, шайбы надо подкладывать. Чтобы подвинуть вперед шпулю с задним фрикционом, шайбы надо снимать. И наоборот. Если в комплекте с катушкой шайб нет – годятся любые нержавеющие подходящие по размерам, в том числе, пластиковые и полиэтиленовые. Толщина и количество снятых (подложенных) шайб зависит от желаемого размера конуса и длины шпули.
Бэкинг
Ходят слухи, что производители катушек начали выпускать бэкинги. Я их еще не видел. А пока думаю, что лучше всего бэкинг делать из обыкновенной швейной нити №№ 60-80 по современной нумерации. Она малого диаметра и потому не портит намотку. Современные нити изготавливаются из полиэстера и потому достаточно гигроскопичны и быстро сохнут.
Швейная нить не проскальзывает на шпуле и для фиксации ее не обязательно вязать к шпуле, а достаточно зажать в клипсе, замотать несколькими витками, после чего конец обрезать. Так как шнур по такому бэкингу тоже не проскальзывает, то можно не морочить себе голову и со шнуром, а крепить его точно так же.
Чтобы незакрепленный шнур не улетел, достаточно, чтобы на шпуле оставалось около десяти его витков. То есть, примерно два оборота ручки катушки. Но до этого лучше не допускать. А если допустили – пусть улетает.
В противном случае, если у нас удилище с малым диаметром тюльпана (см. статью «Фидерные удилища»), то при очередном забросе вместе с узлом может улететь не только оснастка, но и половина квивертипа. Поэтому, желательно, чтобы цвет бэкинга отличался от цвета лесы. (Я предпочитаю красный цвет. «ALARM!»). Тогда легче своевременно обнаружить, что леса заканчивается и пора покупать новую.
После каждой рыбалки леску желательно обрезать. Сколько? Как минимум, обрезать кусок, на котором в лупу видны ворсистость или другие повреждения. Желательно проверять шнур и во время рыбалки после зацепов или после 5-6-ти забросов за бровку. Лучше отрезать пару метров шнура стоимостью 2-3 гривны, чем отстрелить всю оснастку стоимостью 25-30 гривен. По мере расхода лески, а как минимум – в конце сезона, бэкинг надо подматывать.
4 thoughts on “ Укладка лески на катушку ”
Основное, фундаментальное правило – снаряженная леска обязана быть ровной, как линейка. Для цилиндрической намотки оптимальна прямая линия, а если избрали конус – то наклонная. Но в любом случае запомните твёрдо, только линия без изгибов.
отличные шайбы получаются из упаковок воблеров
Анатолию. В чем-то с Вами согласен. С другой стороны, хе-хе, написать так, чтобы было полезно для всех уровней, объем статьи не позволяет. Поэтому предполагается — если кто-то заинтересовался и чего-то не понял — задаст вопрос и получит подробный ответ. Как Вам такой подход?
Валерий, не знаю, как вы, но я и сегодня мотаю новую леску на катушку (на шпулю) ОЧЕНЬ долго и очень муторно (обычно прошу это сделать продавца). Может, потому что я действую без шайб? Скорее. нет большой практики, тренировки. Что хочу сказать по статье в общем? До её пользительной сути дойдёт только тот, кому эта суть (хе-хе) не требуется, то есть довольно опытный спиннингист (вообще — катушечник).
Попробуй разжевать. От сотворения бэкинга (подкладки) и простенькой, но надёжной фиксации конца лески, и дальше. Мотальщику помочник надоть. Подетальнее, повразумительнее — дети ж на сайте, и женщины.
Катушечный обзор. С акцентом на «безбородость»
Требования, предъявляемые к современным спиннинговым катушкам, заметно отличаются от требований 10-15-летней давности. В те годы многие из нас ловили отечественными «мясорубками», которые, увы, не выдерживали конкуренции с тогдашними зарубежными аналогами. Но и последние по нынешним меркам морально устарели. Даже те из них, что принадлежали к числу «неубиваемых» и дожили у кого-то в рабочем состоянии до наших дней, явно проигрывают современным катушкам, в том числе и более дешевым.
«Черная пара»? Есть вещи поважнее!
Впрочем, если вы живете на периферии, ловите на блесну «Атом-2» с катушкой «Орион», «клинской» леской, как это делали много лет назад, и вас все устраивает, то сегодняшний разговор будет вам малоинтересен. Однако за очень короткое время спиннинг сделал огромный шаг вперед. Коснулось это и чисто материальной части, и технико-анимационной. И для большинства читателей журнала рассказ о современных средствах и способах ловли может представлять интерес.
Применительно к катушкам просто-таки магический эффект давало словосочетание «черная пара». Кстати, внятно объяснить, что это такое, не могли не только ребята, стоявшие за прилавком, но порой и технари, отвечавшие на фирме за обслуживание катушек. Но стоило продавцу сказать, что внутри катушки «черная пара», как клиент напрочь терял волю и лез в карман за кошельком.
Перейдем более предметно к геометрии намотки. Значительные дефекты («верблюжьи горбы» и т.п.) мы не рассматриваем, а поговорим о том, что удается скорректировать с помощью подшпульных шайб. Вопрос стоит так: до какой степени надо корректировать? На большинстве своих катушек я стараюсь сформировать «легкий обратный конус». Здесь можно, наверное, дать какие-то количественные характеристики, но я ограничусь качественной. Речь идет о геометрии, в которой зрительно заметно небольшое увеличение диаметра массива намотанного шнура от задней части шпули к передней.
В идеале регулировка профиля намотки должна быть разной, когда катушка используется для равномерной или ступенчатой проводки и для рывковой: во втором случае предпочтительнее более выраженная обратная конусность. Но мы, как правило, ловим одной катушкой «и на джиг, и на твич». Как же быть? Вот один из вариантов. На одну из двух шпуль с шайбами той толщины, что будет во время ловли, сразу наматываем шнур и получаем весьма заметный обратный конус. Эта шпуля будет под рывковую проводку. Начиная намотку на вторую шпулю, увеличиваем немного толщину шайб, и часть шнура (или бэкинг) наматываем в форме цилиндра. Потом лишнюю толщину убираем, и рабочий участок шнура укладывается уже в виде обратного конуса, но общая степень конусности теперь несколько меньшая, чем в первом случае. Эта шпуля больше рассчитана на джиг, «вертушки» и т.д.
Tom Lakefield X7Pro 1000
Хотя катушка проходит как «тысячник», реально она ближе к шимановскому 2500. Впрочем, это не столь уж и важно. Данная модель больше привлекает другими особенностями. Хотя данные опросов говорят о том, что при выборе катушки наличие запасной шпули является сколько-нибудь важным фактором лишь для четверти пользователей, некоторые фирмы борются за этого самого каждого четвертого более рьяно, чем политические партии за голос избирателя. В данном случае к катушке прилагаются целые две резервные шпули, причем разной лесоемкости. Это безусловный плюс.
А минус в том, что в каждой из трех шпуль имеется свой подшипник, который никак не закреплен, поэтому при смене шпули он может вывалиться и потеряться. Правда, как мне сказали, с производителями катушки имеется обратная связь и есть все шансы, что вопрос с подшипниками будет решен. Той укладки, которая видна на снимке, мне удалось добиться, сняв звездочку, но оставив шайбу. Профиль укладки на глаз получился почти идеальным. Правда, утверждать, что катушка совсем уж не грешит сбрасыванием петель, я не могу. Разок за пару рыбалок небольшая «борода» слетает, но я бы не сказал, что это напрягает. По крайней мере, желания понизить уровень намотки шнура на шпуле у меня не возникало.
Flamingo Almira 1020
С самого начала я заполнил шпулю Almira под завязку, но несколько «бород» катушка на первой же рыбалке скинула. У недорогих катушек без «бесконечного» винта профиль намотки внешне почти идеальный, но проблема «бороды» все же дает о себе знать. Я счел излишним еще больше увеличивать конусность и предпочел решить вопрос более простым и очевидным способом: немного уменьшил количество шнура на шпуле. Теперь он не доходил до максимального уровня миллиметра на полтора. Хотя, надо думать, это пошло немного в ущерб дальнобойности, главную проблему тем самым удалось решить: сброс «бороды» прекратился.
Вывод таков: эта катушка хоть и не лишена небольших недостатков, но очень работоспособная. Особенно с учетом более чем доступной цены.
Daiwa Freams KIX 2500
Когда несколько лет назад Daiwa анонсировала принципиально новую концепцию Real
Four, были некоторые сомнения относительно ее перспективности. В частности, вызывал массу вопросов сознательный отказ от «бесконечного» винта в кинематической схеме. Однако прошло время, накопилась статистика отзывов и стало ясно, что Real Four отнюдь не только красивое название и маркетинговый ход, но и реальный шаг вперед по сравнению с концепциями катушек предыдущих поколений. Характерно, что среди серий, исполненных по концепции Real Four, катушка Freams KIX появилась последней, а по цене она является самой доступной. То есть сначала идея была обкатана на дорогих Certate и Exist, а потом, выражаясь нашим языком, «по просьбам трудящихся» появилась Freams KIX. За многократной разницей цен стоит, прежде всего, различие в иcпользованных материалах, поэтому разброс в такой характеристике, как собственная масса катушки, очень велик. С другой стороны, в снасти среднего тестового класса минимизация массы катушки не столь важна, как в легком или тем более сверхлегком классах, а потому мы сравнительно немного теряем, делая выбор в пользу Freams KIX 2500 и получая при этом свойственные Real Four тяговые характеристики, ровность хода и качество намотки.
Относительно качества намотки заметим, что с того момента, когда шпули дайвовских катушек приобрели обратноконусную геометрию (ABS), актуальность дополнительной регулировки свелась к минимуму. В некоторых моделях толщину подшпульных шайб можно немного уменьшить, что я и проделал с Freams KIX, но можно и оставить, как есть.
Не буду грешить против истины и утверждать, что ABS сама по себе исключает сброс петель, но случается это скорее как исключение. С катушкой Freams KIX я провел около пятнадцати рыбалок, было три или четыре сброса небольших «бород», которые удавалось быстро распутать без последствий.
По общему же впечатлению эта модель должна быть интересна в первую очередь любителям джиговой ловли.
Tica Splendor SJ 2500
Стоит отметить, что Tica, как и Daiwa, отказалась от бесконечного винта в кинематической схеме.
Вместо него реализована система, которую иногда называют «паровозной». Разница лишь в том, что теперь это сделано на качественно ином уровне, со строгим расчетом, позволяющим избежать неровностей укладки лески, которые были свойственны прежним катушкам с такой системой. Кроме того, геометрия корпуса катушки такова, что в ней максимальноучитываются положение и перемещения находящихся внутри подвижных элементов. Благодаря этому удалось еще более уменьшить массу катушки. Все вместе это обозначается как «концепция Cybernetic».
Если уж речь зашла о цене, то обратите внимание, какой она обозначена для данной модели. Правда, говорить о чем-то конкретном не приходится, поскольку этой катушки пока нет на нашем рынке, а если она и появится, то скорее под какой-то другой маркой. Я включил Howard в обзор, во-первых, потому что катушка физически существует; во-вторых, потому что ломает некоторые стереотипы.
Катушка самой-самой «народной» ниши с качественной укладкой, хорошими силовыми характеристиками. Неужели такое возможно? Как видите, да. Над укладкой, разумеется, пришлось поработать, но самую малость. Однако замечу, что я тестировал и другую катушку той же производственной линии, и там с укладкой были серьезные проблемы: шнур наматывался в форме своего рода «резьбы» или «шнека». Специалисту-механику причина понятна, как, впрочем, и способ исправления. Важно только донести до инженеров китайского завода (а Howard именно в этой стране делается), что от них требуется.
Ловил я этой катушкой всего на двух рыбалках, но по возможности максимально ее нагружая. В частности, в роли основных приманок использовал рывковые воблеры массой более 40 г с существенным лобовым сопротивлением. Щук под 5 кг вытаскивал форсированно на толстом шнуре при намертво затянутом фрикционе. Howard испытание выдержал.
Из этого, конечно, не следует, что данная катушка не развалится на пятой, десятой или двадцатой рыбалке. Но есть ощущение, что не развалится, а если эксплуатировать ее в более щадящем режиме, то тем более.
Black Hole Top Basser 2500
Cormoran Corcast Super Spin 8PiF
Катушка обращает на себя внимание тем, что ни на какую другую не похожа. Впрочем, в «катушечном мире» было немало прецедентов, когда внешними (причем довольно сомнительными) достоинствами все и ограничивалось. Но здесь определенно не тот случай. По крайней мере, основная отличительная идея, заложенная в Corcast, себя более чем оправдывает.
Идею эту трудно назвать новой или революционной. Еще лет десять назад на увеличение диаметра шпули пошла Daiwa. Мотивация понятна: чтобы рабочий отрезок шнура располагался более тонким слоем (при этом заброс выходил бы более далеким), можно не удлинять шпулю, а увеличить ее диаметр. В эпоху жестких монофильных лесок увеличение поперечного габарита шпули требовало соразмерного увеличения пропускных колец, но для плетеных шнуров в том нет ни малейшей необходимости, а потому диаметр шпули Corcast оказался даже бoльшим, чем у дайвовских катушек конца 1990-х годов.
В том, что такая геометрия шпули дает эффект, сомневаться не приходится. Я не проводил специальных тестов, но, когда ловил на соревнованиях в окружении конкурентов (оснащение которых позволяло говорить о «прочих равных условиях»), обращал внимание, что мой воблер летит заметно дальше. Профиль намотки отрегулировал в виде среднего по крутизне обратного конуса. Этого оказалось достаточно, чтобы полностью исключить сброс петель.
Но это все мелочи, особенно если учесть очень демократичную цену катушки. Общее впечатление от Corcast однозначно положительное.
С удилищами проще: можно заказать партию в несколько десятков штук с разработкой индивидуальной геометрии бланка и прочих конструктивных особенностей, и цена не покажется заоблачной. Совсем иначе с катушками: разработка принципиально новых габаритов и геометрии корпуса делает цель оправданной, когда заказ исчисляется многими сотнями или даже тысячами экземпляров. Это и есть основная причина того, что в большинстве бюджетных серий спиннинговых катушек все хорошо с «ходовыми» размерами, а полноценного ультралайта нет, поскольку спрос на него на порядок меньше.
На мой взгляд, немного вы падает из общего контекста чрезмерная лесоемкость шпули Ares. Для чистого ультралайта разумным пределом было бы 100 м/0,2 мм. Мне достался Ares в предсерий- ном исполнении, изготовленный за несколько месяцев до начала массового производства. То есть довольно «сырой» экземпляр, с чуть туговатым ходом и заметными люфтами. Но, поопыту работы с катушками Banax, я знаю, что к моменту запуска модели на поток, такого рода недочеты устраняются. Потому уверен, что в самом ближайшем времени Ares заставит о себе говорить как о катушке, позволившей стереть грань между полноценной снастью UL-класса и доступной для большинства из нас цене.
Однако учет диаметра шнура имеет все же меньшее значение, чем использование этой системы для регулировки конусности. Делается это так. Сначала наматывают шнур на шпулю в ее исходном состоянии. Если профиль намотки не устраивает, сматывают шнур, снимают шпулю, отпускают фрикцион, нажимают на кнопку, что находится в передней части шпули, и с помощью отвертки или монеты переводят регулятор из исходного положения в одно из трех оставшихся. Далее снова наматывают шнур и смотрят, насколько теперь устраивает профиль намотки.