образ катерины воплощение лучших качеств женской натуры кратко

Место в доме Кабановых

Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.

Чем Катерина отличается от других персонажей

Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.

Мир, в котором живет героиня

Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разру­шает мир Катерины.

В чем трагедия Катерины

Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, кото­рого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Кате­рины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она гото­ва ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».

Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, не­понятная.

Любовь в жизни Катерины

Добролюбов о Катерине

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».

Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная жен­щина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.

Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Тра­гизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которо­го она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.

Источник

Содержание
  1. Обзор и характеристика Катерины из пьесы Островского «Гроза»
  2. Краткая характеристика
  3. Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»
  4. Место героини среди других персонажей
  5. История жизни Екатерины
  6. Жизнь и детство в родительском доме
  7. Отношения в семье
  8. Отношение Кабанихи к Кате
  9. Муж и отношения с ним
  10. Смерть Катерины
  11. Внешность героини
  12. Черты характера Катерины
  13. Стремление к свободе
  14. Религиозность
  15. История любви Катерины и Бориса
  16. Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
  17. Цитатная характеристика
  18. Сочинения
  19. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры
  20. Образ Екатерины из пьесы «Гроза»
  21. Критика об образе героини
  22. Личное отношение к персонажу разных читателей
  23. Образ Катерины в пьесе «Гроза»
  24. сочинение по литературе 10 класса
  25. Детство Катерины
  26. Характер Катерины
  27. Речь Катерины
  28. Катерина и Кабаниха
  29. Судьба Катерины
  30. Черты характера
  31. Взаимоотношения с Борисом
  32. Жизнь до замужества
  33. Религиозность
  34. Жажда свободы и любви
  35. Разрешение внутреннего конфликта
  36. Презентация к уроку

Обзор и характеристика Катерины из пьесы Островского «Гроза»

Впервые пьесу Александра Николаевича Островского увидел мир второй половины 19 века. В это время все повсюду обсуждали предстоящие изменения. Современники писателя увидели в «Грозе» призыв к свободе и нововведениям.

«Гроза» считается вершиной творчества Островского и одним из самых выдающихся произведений отечественной драматургии. Автор рассуждает над проблемами взаимоотношений двух совершенно разных поколений. Также подняты вопросы семьи, брака, покаяния. Ключевая фигура пьесы – Катерина Кабанова.

Краткая характеристика

Катерина – молоденькая девушка, которая до замужества жила тихо и спокойно. Она с удовольствием посещала церковь, видела яркие сны, помогала матери. Однако после свадьбы с Тихоном Кабановым увядает на глазах, становясь жертвой действий свекрови. Пытаясь выбраться из «темного царства», девушка начинает тайно встречаться с незнакомым мужчиной.

Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»

katerina kabanova

Место героини среди других персонажей

Екатерина занимает первенствующее место в пьесе. Именно ее мысли, чувства, переживания показываются наиболее развернуто.

Она зависит и финансово, и морально от мужа и свекрови, так как живет в патриархальном обществе. Кабаниха постоянно упрекает и критикует девушку из-за своего деспотичного характера, а Тихон ничего поперек матери не может сказать или сделать.

История жизни Екатерины

История жизни героини привычна для того времени. Девушку в юном возрасте выдают замуж, потому как другого выхода не было. Супруга Катерина не любит, а просто жалеет. Неожиданно для самой себя она начинает испытывать теплые и нежные чувства к Борису, молодому и образованному человеку, племяннику влиятельного в городе человека. Эта влюбленность становится роковой для Катерины.

katerina kabanova shema 2

Жизнь и детство в родительском доме

Еще с раннего детства Екатерина была укутана любовью, лаской, заботой, теплом. Росла девочка в доме зажиточного купца. Мать жалела дочку и не нагружала сильно работой и домашними делами, именно по этой причине девушка «жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле». Одевала мама дочку, словно куклу.

В детстве Катерина полюбила всей душой церковь. Но часто в течение службы мысли девушки витали далеко-далеко в небесах.

Родители воспитали в Катерине чистоту и искренность души, а также неумение врать.

Отношения в семье

Катя хоть и замужем за Тихоном, но хозяйкой дома по праву считается Марфа Игнатьевна.

Тихая Катерина не вмешивается в семейные и домашние дела, несмотря на это, она пугает Кабаниху. Девушка не чтит устаревшие традиции и обычаи. Поэтому не стала выть, провожая мужа в дорогу.

Отношение Кабанихи к Кате

Кабаниха невесту не просто недолюбливает, а презирает и не уважает. Женщина изо дня в день критикует и буквально морально нападает на девушку. При том Катерина не вступает в открытые споры и конфликты. Отказ Кати от правил и порядков Кабанихи приводит к образованию семейного раздора.

Марфа Игнатьевна управляет не только своей жизнью, но и судьбами домочадцев.

Муж и отношения с ним

Тихон говорит Катерине о своей любви, прощает и жалеет жену. Только он подчиняется словам своей матери и не может возражать ей. Чаще всего поступки героя совершены под влиянием Кабанихи.

Смерть Катерины

Катерина ощущает страх перед самой собой, перед богом. И страх этот напрямую связан с ее грешной любовью. Девушка признается мужу в измене всенародно, во всеуслышание. Не имея ни малейшей надежды на понимание, поддержу, прощение, она сбрасывается в реку.

Катерина часто представляла себя волной птицей, и последние мгновения жизни дали ей возможность испытать ощущение свободного полета.

Внешность героини

katerina iz pesy groza

Четкого описания Катерины Кабановы в «Грозе» нет. О внешности героини можно судить из уст других героев произведения. Они считают ее прелестной, красивой, восхитительной. Упоминается, что Катерина находится в расцвете сил.

До замужества девушка буквально светилась изнутри, но даже после свадьбы осталась недурна собой. Только жизнерадостность сменилась на уныние и тоску.

Черты характера Катерины

katerina kabanova shema 1

Девушка выделяется на фоне остальных участников пьесы. Катерину можно назвать сильным и стойким человеком. Но также впечатлительная, мечтательная и задумчивая сторона характера переплетается со свободолюбивой и решительной.

Даже живя в доме и подвергаясь тиранией Кабанихи, Катерина смогла сохранить твердость и чистоту. Она отказывалась подчиняться правилам Марфы Игнатьевны.

Девушка пытается отыскать личное счастье, но заводит себя в тупик, находясь под воздействием религиозной нравственности и появившегося чувства.

Стремление к свободе

На долю героини выпала несчастная судьба. Душа Катерины рвется к небесам, к свободному полету в чистом небе, к духовному раскрепощению. Неспроста в «Грозе» периодические упоминается птица – символ свободы. Катерина сравнивают свою жизнь до замужества с вольной птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Только эта птичка попала в клетку, а именно в дом Кабановых.

Религиозность

Девушка с раннего детства посещала церковь. Она помнит о прощении и милосердии, но воспринимает Бога страшным судьей, воля которого – карать и запрещать.

История любви Катерины и Бориса

Молодые люди влюбляются друг в друга, но боятся признаться в этом. Они не могут никак встретиться наедине, ведь Катерина несвободна. Они видятся лишь на бульваре и в церкви. Отъезд мужа девушки побудил героев тайно встречаться по ночам («И все-то десять ночей я гуляла»). На свиданиях они признаются друг другу в любви. Последняя встреча состоялась в лесу, незадолго до смерти Катерины.

Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»

О внутреннем конфликте героини можно говорить как о трагическом. В ней борются стереотипы патриархального сознания с требованиями живой натуры.

Цитатная характеристика

Рассмотрим речевую характеристику Катерины.

В сложные моменты девушка сетует:

«кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Душа Катерины увядает в «темном царстве»:

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:

«Точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что.»

Сочинения

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры

Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.

Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.

Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.

Образ Екатерины из пьесы «Гроза»

Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».

Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.

Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке. «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.

Критика об образе героини

Наиболее известны две точки зрения.

Так, известный российский критик Добролюбов относился к Екатерине, как к «лучику света в темном царстве». Характер оценивал «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным». А сила характера заключалась «в силе и гармонии». Он сравнивает девушку с полноводной речкой.

Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы» с Добролюбовым не согласился. Он отметил, что мысли и поступки Катерины полны противоречий. Девушка запутала свою жизнь и посчитала лучшим решением «самый простой и глупый способ — самоубийством».

Личное отношение к персонажу разных читателей

image

image 1

А вам нравится образ Екатерины Кабановой? Правильно ли она поступала? Поставьте ей лайк или дизлайк на основе своего отношения!

Источник

Образ Катерины в пьесе «Гроза»

сочинение по литературе 10 класса

Катерина – главная героиня знаменитой пьесы А.Н. Островского «Гроза». Она представляет собой образ непокорённой русской женщины, способной ради своей свободы расстаться с жизнью. Её протест стал свидетельством проявления сильного характера, воспитавшего настоящую личность в условиях патриархального мира.

Детство Катерины

%D1%81 %D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2

Катерина. Иллюстрация С. Герасимова

Образ Катерины резко отличается от всех остальных образов. В ней чрезмерно развито стремление к свободе. Причиной этому – её детство, где родители не ограничивали свою дочь жёсткими патриархальными рамками, позволяли делать ей самостоятельный выбор относительно её действий.

Время, проведённое в родительском доме, было для Катерины счастливым, радостным и беззаботным. Она проводила свой досуг так, как ей хотелось, а не так, как требовали того устои. Своё детство и юность Катерина провела, словно «птичка на свободе», окружённая родительской любовью и заботой.

Просыпалась Катя рано, умывала своё лицо родниковой водой, ходила вместе с матерью в церковь на утреннюю службу, а затем принималась за какую-нибудь работу под рассказы богомолок, которые часто бывали в их доме.

И вот из этой доброй привольной обстановки она попала в атмосферу дома Кабановых, где всё основано на страхе, обмане и беспрекословном повиновении. Главой этого семейства была новоиспечённая свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, которая держала всех домочадцев в ежовых рукавицах. Она была настоящим деспотом и тираном, для которого не имеют значения чувства и желания других людей.

Характер Катерины

Среди всех героев пьесы у Катерины самый сильный характер. Её упрямая и непокорная натура не могла мириться с тем, что противоречило её идеалам.

Самой важной чертой характера Катерины является искренность, её нежелание жить во лжи. Она не хочет, да и не умеет притворяться, врать, лицемерить, хитрить. Неоспоримым подтверждением этому является признание Катерины в совершённой измене. Окружающие могли бы никогда не узнать этого, если бы она сама им об этом не рассказала. На самом деле не гроза и не страх возмездия побудили Катерину открыть всем правду, она просто не могла больше терпеть душевные муки, испытываемые от осознания своей греховности. Такая жизнь для неё была хуже смерти. Катерина всегда стремилась к свободе, и все-таки обрела её, но какой ценой.

Речь Катерины

В образе Катерины особое внимание уделяется её речи. Многогранность её внутреннего мира отображается в её монологах, именно в них раскрываются её переживания, мотивы всех поступков. Её воспоминания и манера говорить указывают на возвышенность духовного мира.

В первом монологе она восторженно рассказывает о своём детстве, том времени, когда была по-настоящему любима и счастлива. Во втором монологе раскрывается истинная натура Катерина. Этот монолог даёт понять, о чём она думает, оставшись дома одна, после унизительных наставлений мужа, которые он ей дал перед отъездом по приказу своей матери. Несмотря на то, что Катерина раздавлена его словами, в монологе нет никакого надрыва. Эта сцена напоминает природу, которая затихла перед грозой. А последний её монолог расставляет все точки над «и». Становится понятно, что Катерина больше не вернётся к прежней жизни. Она осознала, что обрести долгожданный покой у неё получится только после смерти. И веря в этом всем сердцем, она бросается в воды Волги. Именно в этом монологе ощущается в полной мере несоответствие душевных стремлений с законами жестокого патриархального мира.

Катерина и Кабаниха

66

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Катерина и Кабаниха – это два противоположных человека, две противоборствующие стороны. Все герои пьесы являются либо жертвами «тёмного царства», либо сторонниками его порядков. А Катерина – единственный человек, который не хочет мириться с существующими законами, но и жертвой быть не желает. Внешне она хрупкая и нежная, но на самом деле не такая беззащитная, как кажется. У неё есть внутренний стержень, который не позволяет ей согнуться под действием чужой воли.

Кабаниха – совершенно другой человек. В произведении она выступает антиподом Катерины. Она была вполне довольна порядками, установленными в их мире, ведь остальные беспрекословно подчинялись ей, до тех пор, пока в их доме не появилась Катерина, отказывающаяся терпеть её грубость и жестокость. Именно поэтому невестка так неприятна Марфе Игнатьевне. Между ними назревает неизбежный конфликт, который доходит до своего апогея после признания главной героини в совершенной измене. Катерина понимает, что обратной дороги для неё больше нет, поэтому принимает решение умереть. А Кабаниха ничуть не опечалена этим выбором, ведь теперь некому будет ей противостоять.

Катерина Кабанова – главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». Благодаря её образу, это произведение выделяется среди всего остального творчества автора. На примере её судьбы изображён основной конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, она отличается от окружающих своим виденьем мира, непокорностью, силой характера и чувством собственного достоинства. Этот образ состоит из совокупности слов, мыслей, чувств и поступков, которые приведут к неизбежным переменам, разрушив жестокий мир, живущий по давно устаревшим порядкам.

Судьба Катерины

%D0%B0 %D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2

Иллюстрация А. Парамонова

Катерина – молодая и красивая женщина, которая по воле злого рока стала женой Тихона, сына зажиточной купчихи Кабанихи. Марфа Игнатьева – полноправная хозяйка дома, властная и не терпящая возражений. У Катерины в этом доме нет никаких прав, она не вольна распоряжаться даже своей собственной судьбой. Единственной её отрадой являются воспоминания о безвозвратно ушедшем детстве, проведённом в родительском доме, где её любили. Там она жила окружённая заботой и лаской своей матери. Родители предоставляли Катерине полную свободу выбора, не ограничивая её желания.

Совершенно иной была жизнь в доме Кабановых. Каждый день был полон оскорблений и унижений. Катерина шага не могла ступить без согласия Кабанихи. От мужа она не видит ни поддержки, ни понимания, потому что он сам во всём подчиняется своей матери. Здесь никому не нужны искренние чувства, поэтому нерастраченная любовь толкнула Катерину на измену. В Борисе она нашла то, чего ей так сильно не хватало всё это время.

Черты характера

Катерина была искренней, доброй, не терпела лицемерия и обмана. Самой главной чертой её характера можно назвать честность перед самой собой. В доказательство этому можно привести в пример сцену отъезда Тихона, когда Кабаниха хотела, чтобы её невестка выла от тоски, но Катерина не могла притворяться. Она считала, что в первую очередь, нужно прислушиваться к порывам своей души, а не безвольно следовать обычаям.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, сразу же призналась ему в своих чувствах, не желая их таить. Она пыталась бороться с самой собой, но любовь оказалась сильнее. А впоследствии об этой любви узнали и все остальные, из уст самой Катерины, когда она была уже не в силах испытывать душевные муки от осознания собственной греховности. Публичное покаяние свидетельствует о глубине благородной натуры главной героини, о её решительности и нравственном величии.

Взаимоотношения с Борисом

Образ Катерины раскрывается в полной мере через любовную линию сюжета. Борис – это приехавший из Москвы по делам своего наследства племянник Дикого. Чувства между ним и Катериной вспыхивают внезапно. Катерина старается с ними бороться, потому что она набожная девушка и свято чтит клятву, данную во время своего венчания, но любовь оказывается сильнее.

Варвара, которой Катерина открыла своё сердце, устроила встречу влюбленным. И затем их роман продолжается всё время, пока Тихон находится в отъезде. Узнав о его приезде, Борис отказывается от дальнейших встреч, и просит сделать так, чтобы эта связь сохранилась в тайне. Вот только Катерина не такой человек. Она не может обманывать ни окружающих, ни саму себя. После того, как выясняется, что любовь Бориса неискренняя, Катерина принимает решение покаяться перед людьми. А затем, не найдя ожидаемого успокоения от этого раскаянья, бросается в реку с обрыва.

В драме «Гроза» А.Н. Островский создал абсолютно новый для своего творчества женский образ – с внутренней гармонией, духовной силой и необыкновенным мироощущением.

Жизнь до замужества

Катерина светлый человек с поэтичной возвышенной душой. Она мечтательница с замечательно развитым воображением. До замужества она жила свободно: молилась в церкви, занималась рукоделием, слушала рассказы богомолок, видела сказочные сновидения. Автор ярко представляет стремление героини к духовности и красоте.

Религиозность

Катерина очень набожна и религиозна. Христианство в ее восприятии тесно связано с языческими верованиями и фольклорными преданиями. Все внутреннее существо Катерины стремится к свободе и полету: «Отчего люди не летают, как птицы?» – спрашивает она. Даже во сне она видит собственные полеты в виде птички или бабочки.

Выйдя замуж, поселившись в доме Кабановых, она чувствует себя как птица в клетке. Будучи человеком, сильным по характеру, Катерина обладает чувством собственного достоинства. В доме Кабанихи, где все делается словно поневоле, ей тяжело. Как тяжело принять глупость и слабохарактерность собственного мужа. Вся их жизнь строится на обмане и подчинении.

Прикрываясь заповедями божьими, Кабанова унижает и оскорбляет домочадцев. Вероятнее всего столь частые нападки на невестку связаны с тем, что она чувствует в ней соперницу, способную противостоять ее воле.

Варе Катерина признается, что если жизнь ее станет совсем невыносимой, терпеть она не станет – бросится в Волгу. Еще в детстве, когда родители чем-то обидели ее, она уплыла на лодке по Волге одна. Я думаю, что река для нее – символ свободы, воли, простора.

Жажда свободы и любви

Жажда свободы в душе Катерины смешивается с жаждой истинной любви, не знающей границ и преград. Попытки сохранить отношения с мужем ни к чему не приводят – она не может уважать его из-за его слабого характера. Влюбившись в Бориса – племянника Дикого – она мнит его человеком добрым, интеллигентным и воспитанным, сильно отличающимся от окружающих. Он притягивает ее своей непохожестью, и героиня отдается своим чувствам.

Впоследствии ее начинает мучать осознание своей греховности. Ее внутренний конфликт обуславливается не только убежденностью в грехе перед Богом, но и перед собой. Представления Катерины о морали и нравственности не позволяют ей спокойно относиться к тайным любовным встречам с Борисом и обману мужа. Таким образом, страдания героини неизбежны. Из-за возрастающего чувства вины, девушка признается во всем своей семье как раз во время надвигающейся грозы. В громе и молнии ей видится настигающая Божья кара.

Разрешение внутреннего конфликта

Несмотря на то, что лишение себя жизни – это грех, Катерина думает о христианском всепрощении и уверена, что ее грехи отмолит тот, кто ее любит.

Мне очень жаль, что в окружении Катерины не нашлось ни одного сильного мужчины, способного оградить ее от внутренних переживаний и внешних конфликтов. По-моему, Катерину справедливо называют «лучом света в темном царстве».

Источник

Презентация к уроку

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, меняются его приоритеты. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий.

Наиболее эффективным при выборе технологий является модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.

Совмещение различных приемов способствует лучшему усваиванию учебного материала. В данном уроке применяется технология развивающего обучения, используемый метод – проблемное обучение.

Оборудование: листочки для теста, мультимедиа, тексты драмы А.Н.Островского «Гроза», презентация «Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры», таблички-названия рабочих групп, рабочие тетради.

Приветствие учащихся

Рапорт дежурного

Вводное слово учителя: сегодня мы продолжим разговор по драме А.Н.Островского «Гроза». (Слайд 1) Нам предстоит интересная работа на заседании научного совета (слайд 2):
– вспомним биографические сведения об А.Н.Островском и основные персонажи драмы «Гроза»;
– поговорим о Катерине – главной героине драмы, воплотившей лучшие качества женской натуры;
– сопоставим Катерину с другими персонажами, выясним, насколько силен ее характер и чем отличается от других героев;
– надеюсь, узнать ваше мнение о поступке Катерины – уходе из жизни.

(Слайд 3) Итак, цель нашего урока – работая в исследовательских группах, раскрыть качества главной героини драмы Островского «Гроза», что и будет являться подготовкой к предстоящему сочинению.
Расположились вы по группам, как и получали домашнее задание на предыдущем уроке. Но прежде чем вы начнете обсуждать вышеозначенные вопросы и фиксировать основные положения в тетради, я предлагаю небольшой блиц-опрос на проверку IK и для мобилизации внимания. На лежащих перед вами листочках укажите свою фамилию и отвечая на вопросы, записывайте правильное, на ваш взгляд, слово.

1. Островский родился в – г.Москва/ г.Санкт-Петербург/ г.Гулькевичи?
2. Драматург в своих произведениях раскрывает черты персонажей определенной среды – народной / купеческой / дворянской?
3. В каком журнале начинал свою деятельность А.Н.Островский – «Современник» / «Москвитянин» / «Отечественные записки»?
4. Кто из героев драмы «Гроза» является ярким представителем «темного царства» – Катерина / Кулигин / Кабаниха?
5. На кого из героев пьесы автор возлагает надежды, кто олицетворяет «новые силы» – Тихон / Варвара / Катерина?

– Спасибо, за ответы. Сдайте листочки. Оценки мы узнаем чуть позже.
– Откройте тетради, запишите число и тему урока.
– Итак, попытаемся выяснить, что выделяет Катерину из общей массы жителей Калинова, чем она отличается от них. (Слайд 4)
– Какой вы представляете себе Катерину?
(Ответы подготовлены заранее представляют собой мини-сочинения)
– Как ее жизнь меняется после замужества?
– В чем должна была измениться жизнь? Где были указаны правила поведения в семье? («Домострой») Что известно об этом документе средних веков? Кто олицетворяет «Домострой» в драме?

Сообщение о Катерине

Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», – так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане.

Выразительное чтение монолога

– Значит, попав в дом Кабановой, с Катериной происходит несчастье. Почему в пьесе Катерина противопоставлена своей свекрови? Что мы можем сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой? Есть ли у них что-то общее?

– Слово исследовательской группе «Катерина и Кабаниха» (Слайд 6)

Чтение по ролям отрывка из д. 1 явл. 3

События драмы происходят в купеческом городе Калинове, расположенном на берегу Волги, в первой половине девятнадцатого века. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых. Вспомним знаменитую фразу Кулигина: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” Действие пьесы в основном разворачивается в купеческом доме Кабановых, где мы и знакомимся с главными героями пьесы. Глава этого семейства – Марфа Игнатьевна Кабанова. В доме вместе с ней проживает ее сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина. Островский вводит нас в мир “темного царства”, пытается показать характеры, взаимоотношения и законы, по которым живут люди в этом “темном царстве”. Для того чтобы нагляднее показать эти законы и взаимоотношения, Островский противопоставляет двух героинь — Марфу Игнатьевну и Катерину.
Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Катерина выросли и воспитывались в купеческих семьях, характеры их сформировались совершенно по-разному. В семье, где выросла Катерина, царили любовь и взаимопонимание. Об этом Катерина рассказывала сама: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю”. Такое воспитание сформировало добрый и мягкий, но, несмотря на это, независимый характер. Вероятно, Марфа Игнатьевна воспитывалась в совершенно других условиях. Скорее всего, она уже с детства испытала на себе жестокость купеческих нравов, их несправедливость, где все было подчинено наживе – все это сформировало другой, нежели у Катерины, характер…

1 запись в тетради (Слайд 7)

Катерина и Кабаниха

Кабаниха отстаивает патриархальные обычаи «Домостроя».
Катерина стремится к свободе выбора по воле сердца.

В драме есть человек, который близок Катерине по возрасту, менталитету, положению. Есть человек, с которым могла бы быть дружба. Я говорю о … Варваре. В чем состоит отличие между этими девушками?

– Слово исследовательской группе «Катерина и Варвара» (Слайд 8)

Чтение по ролям отрывка из д.2 явл. 3.

В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме “Гроза” воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.
Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость…

2 запись в тетради. (Слайд 9)

Катерина и Варвара

Отличие Катерины и Варвары в разрешении конфликта:
Варвара уходит из дома, Катерина уходит из жизни.

– Думаю, что некоторые сейчас удивятся, но следующая исследовательская группа рассматривала очень интересный вопрос «Катерина и гроза». (Слайд 10) Кроме того, что это слово «гроза» многозначное (мы на прошлом уроке русского языка работали с этим термином), оно является метафорическим прообразом самой Катерины.

3 запись в тетради. (Слайд 11)

Гроза играет важную роль в композиции драмы.
Катерина напоминает грозу, не подчиняясь (как и силы природы) никому.

– Мы увидели независимость, доброту Катерины, ее гармонию с миром… кого же полюбила она? Достойного ли человека? Следующая исследовательская группа «Катерина и Борис». (Слайд 12)

– Спасибо! Как вы считаете, возможен ли другой финал драмы? При каком условии?

4 запись в тетради. (Слайд 13)

Борис и Катерина: две трагические личности.

– Итак, подводя итог нашему научному совету, мы должны сформулировать и записать вывод. (Слайд 14)

Вывод: Катерина воплощает лучшие черты женской натуры: верность, кротость, требовательность к себе, доброту к окружающим. Нравственный конфликт ее заключается в невозможности жить в грехе, в разладе со своей совестью.

– Цель, поставленная в начале нашего заседания, достигнута. Мы выявили лучшие человеческие качества Катерины в сопоставлении с другими героями драмы. Перечислите, пожалуйста, эти качества еще раз.

– И как заключение нашего заседания – ваши соображения:

P.S. (в переводе с латинского – «после написанного») (Слайд 16)

– Как вы оцениваете поступок Катерины: как проявление силы или слабости?

Чтение ответов 3-4 учащимися.

– Оценки за сегодняшний необычный урок только «отличные», потому что научная интеллектуальная деятельность ценится в нашем техникуме не менее высоко, чем физический, практический труд.

– В качестве домашнего задания предлагаю ответить на вопрос: «Кто в драме является жертвами «темного царства»?

– Мне сегодня было очень интересно сотрудничать с вами, находя ответы на вопросы. Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Соберем осенний букет: если урок вам понравился – принесите в вазу желтый или красный листок, если урок не понравился – зеленый лист.

– Спасибо! В нашей вазе настоящий осенний букет!

Источник

Читайте также:  где в россии самое лучшее образование