образы помещиков в поэме кому на руси жить хорошо

Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Автор: Guru · 13.11.2020

Рассмотрим образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», написанной Некрасовым. В ней автор задался целью показать читателю ту тяжесть, с которой живут русские крестьяне, а также указать на тех, кто гнетет их. Какие же образы есть в поэме?

В произведении ярко и комично показаны различные силы, которые являются антинародными – это помещики, дворяне, богачи и те, кто предал интересы своего народа. Все эти персонажи в повести расставлены в порядке возрастающей отдаленности их от народа – поп, помещики, один из которых наделен автором весьма красноречивой фамилией Оболт-Оболдуев, за ними князь Утятин, потом пан… впрочем, представителей дворянского сословия автор показал без выдумок и преувеличений, в отличие от других писателей.

Примечательна созданная Некрасовым антитеза у верхушки и дна общества относительно их счастья или несчастья. Верхи тоже бывают несчастны, когда начинает рушиться привычный им уклад жизни, и они не знают, чего им ждать от новшеств. На этом автор заостряет внимание, ведь в такие моменты жизнь верхов становится жалкой и ничтожной, благополучной только внешне.

Читайте также:  о хороших соседях молитва

Начнем с Оболдуева. Итак, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – помещик-крепостник, который проигнорировал реформу, прошедшую в 1861 году. Он толст и осанист, румян и сед, имеет длинные усы, которые делали его внешне более солидным. В нем слегка заметна легкая, не по годам, молодцеватость. Он происходит из весьма известного рода, ставшего известным главным образом тем, что более двух столетий назад его родич тешил императрицу и ее свиту подобием зоопарка. Более того, его прапрадед с подельником еще тремя веками ранее собирался сжечь столицу, за что их обоих казнили.

Помещик ведет относительно замкнутый образ жизни – живет в своей деревне на протяжении сорока лет и не выезжает из нее никуда. Своим образом жизни он показывает, каким был быт баринов и помещиков прошедшей и нынешней эпох. Повествование об этом быте весьма разносторонне, и рассказывает о том, какая идиллия царит в усадьбах тех, кто имеет дворянский титул, о том, как они любят развлекаться на псовой охоте, с каким размахом они пируют.

В нынешнем сословии помещиков сейчас наступает кризис, поскольку такие, как Оболдуев, не в состоянии привыкнуть к жизни, которая диктует свои новые правила. По большей части, их неспособность к этому истекает из того, что они не учились никаким ремеслам и жили праздно. Поэтому они ни к чему не приспособлены и ничего не умеют. До перемен они жили тем, что брали все нужное с крестьян, отбирая у них все, что хотели. Они жили праздно и беспечно, не знали тяжелого труда. А в нынешнем своем положении этим помещикам нужно самолично содержать свое хозяйство. При этом им нужно приспосабливаться к новым реалиям, чего они сделать не в состоянии. Они не могут ничему обучиться вследствие своей праздности, которая длилась годами.

Читайте также:  где хорошие волны для серфинга

Речь персонажа не только обличает неумного лодыря, считающего себя заслужившим правление горсткой крепостных крестьян, но и дает понять, что кризис назрел, скоро что-то произойдет, потому что грядущая беда будет иметь большие масштабы, так как она захватила и крестьян, и высшее сословие. Но именно народ в этой беде является силой, при которой страна развивается, становясь более здоровой и красивой, все чаще обновляясь. На примере именитого помещика мы видим, как деградирует верхушка общества.

Помещик Шалашников является куда более жестоким по отношению к своим крепостным хозяином. Он требователен – для него главное – прибыль. Он не выказывает крепостным милостей и добра, как Оболдуев, не празднует с ними. Зато он ввел телесные наказания. По его мнению, эта мера делала его крепостных более работоспособными.

Князь Утятин. Еще больший дегенерат, чем Шалашников. В его лице показан упадок, который царит в среде помещиков. Он уже не человек, а наполовину животное. Он наполовину мертв. По большей части, описывается его незрячий глаз – в нем живет ненависть. Он не верит в отмену крепостного права и живет, как прежде.

А пана Глуховского сравнивают с бандитом Кудеяром, которого он превзошел по количеству жертв. Но причина была различна – Кудеяр убивал, чтобы заработать, а Глуховский – потому что это приносило ему удовольствие. Он был садистом, которого наделили титулом дворянина. Он не сдерживает свою порочность и жестокость.
Именно так Н.А. Некрасов в своей поэме показывает угнетателей своего народа во всей их негативности, глупости. Они морально убоги и порочны, и именно этим он убеждает в нужности и необходимости проведения реформ.

Источник

В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

Помещики Некрасовской поэмы

Судьба посмеялась над жестоким помещиком. Платит барин своему верному слуге неблагодарностью. Яков прощается с жизнью у него на глазах. Поливанов целую ночь отгоняет волков и птиц, пытаясь сохранить себе жизнь и не сойти с ума от страха. За что так наказал Поливанова верный Яков? Барин отправляет служить племянника слуги, не желая женить его на девушке, которая самому приглянулась. Больной, практически недвижимый (отказали ноги), он все еще надеется отбирать у мужиков то, что понравилось. Нет в душе у барина чувства благодарности. Научил его слуга и открыл греховность поступков, но только ценою своей жизни.

Оболт-Оболдуев

Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают. Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в прошлом. Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков. Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:

Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву прошлого: кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась. Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться. Горько звучат слова Оболта:

Помещик по прозванью Последыш

Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого. Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего. Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.

Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.

Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие. Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права. Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.

Источник

2184. Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова Русский язык

Сочинение — Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова. Русский язык и литература

Основой в написании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» стали многочисленные наблюдения и записи за окружающей обстановкой, на протяжении более двадцати лет самим автором.

Здесь были заметки и о судьбах и образах крестьян и об образах помещиков. На фоне бедноты и нищеты простых людей, помещики особо ярко выделяются на их фоне.

И кто же счастлив, и кому живется вольготно на Руси. Этот вопрос и попробуем отнести к богатому сословию. Счастливы ли они? На этот вопрос стараются ответить странники, путешествуя по разным уголкам, по всей Руси.

Они задавали этот вопрос каждому помещику, который встречался у них на пути. Так седовласый старичок шестидесяти лет от роду, лишь вспоминает, как он был счастлив когда-то до отмены крепостного права. Как он был беззаботен, весел и имел в подчинении много душ. А сейчас везде разруха, пьянство. Нет прежнего дома, вырублен на дрова сад. – Никто не хочет работать, — говорит он. Но и сам Оболт-Оболдуев ни рвется трудится, даже ради самого себя, надеясь также выехать на чужой шее. Вся окружающая атмосфера его раздражает помещика. И весь разговор меж ними происходит на повышенных тонах. Он в корне недоволен дальнейшей судьбой крестьян их свободой, и сильно переживает по этому поводу. Ему невыносима сама мысль «свободы» крестьян. Ведь это неправильно, не по уставу не по порядку. Держание в строгости – только так был мир и порядок.

Другой помещик Утятин был не очень образованным, недалеким и слушал всех окружающих о законодательстве и прочих вещах. Когда произошла крепостная реформа, все его окружающие обманывали его о том, что отмены крепостного права не было, и все осталось как прежде на своих местах. Так делали его дети, поскольку они, как и он сам боялись остаться без наследства и подчиненных. Они продолжали разыгрывать сценку в спектакле помещик и крестьянин. Но действующими лицами были не только близкие окружающие, но и сами крестьяне, которые были вольными, помогали в этом по просьбе детей.

И таких помещиков по всей Руси очень много, выжившие из ума, пытающиеся всеми правдами и неправдами остановить время, восстановить прошлое и вернуть себе власть. Некрасов описывая русских помещиков нисколько не сочувствуя им и их судьбе, без какой либо идеализации, а наоборот осуждения и неодобрения.

Необходимо было сломать сатирой их идеологию о том, что с отменой крепостного права Россия не может быть счастливой.

Вариант 2

В данном произведении образы помещиков обладают таким набором качеств, которые не вызывают у читателя сочувствия или уважения. Однако крестьяне, которые находятся у них на попечении, вызывают только положительные эмоции и ассоциации у читателей. Помещики представлены собирательным образом, который отражает их как неприятных и плохих людей. Например, образ помещика Поливанова, который буквально «купил целую деревню», начинает устанавливать в ней жесткие и беспринципные нормы и порядки. Барыня в произведении показана также жестокой женщиной, которая начинает пороть простых крестьян за то, что они применяют бранные слова. Также, показывается непростая жизнь крестьян, которым приходится терпеть все невзгоды такой жизни.

Многие помещики, например Поливанов, были наказаны автором произведения. За то, что он отбирал у простого народа все, что только желал, один из слуг Яков преподал ему жестокий урок. Он убивает себя на глазах у барина, тем самым привлекая в лесу голодных зверей. Оставшись в таком положении, барин чуть не сходит с ума и не становится добычей диких хищников.

Такой помещик как Гаврила Афанасьевич тоже показан читателю толстым, сытым, самоуверенным и ничего не делающим во благо своей страны человеком, тем самым, не вызывая у читателя положительных чувств. Однако в случае с помещиком Оболтом-Оболдуевым, который кичится своим происхождением и родословной, Некрасов ставит под сомнение даже этот вопрос, давая намек на то, что и его предки не заслужили таких щедрот и подобной жизни. Автор иронично показывает свое отношение и к последующим помещикам, таким как, например, Последыш, который является невероятно злым и жадным человеком, обижающим своих родных и близких людей.

Однако это не является шутливым отношением со стороны писателя, так как он, показывая такие образы, и вызывая у читателя негативные эмоции в отношении помещиков, хочет повлиять на реальную картину жизни в своей стране. Даже несмотря на то, что произошла реформа, которая должна была положительным образом повлиять на жизнь простого народа, многие крестьяне не хотели видеть перемен, так как привыкли к такому образу жизни. Автор считал, что текущие перемены смогут сделать его страну по-настоящему великой державой, и считал своей основной задачей это показать. Для того, чтобы читатель понял, что за нравы и правила царили в те времена, он старался показывать разнообразных персонажей, которые представляли целые группы и являлись собирательными образами. Это произведение является довольно реалистичным, так как подобные явления происходили довольно часто и не были исключительными и редкими.

Источник

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Последыш

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

Источник

Образы помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Помещики в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращенные отношения между помещиками и крепостными. Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней “вольничал, бражничал, горькую пил”, был жадный и скупой.

Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.
Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нем с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везет его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный.

Он немолод (шестидесяти лет), “осанистый, присадистый”, с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых

Помещик кичится своим “благородным” происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнен.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковер.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг.

Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, “в порядки древнерусские переносился дух”.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: “Теперь не бьем крестьянина, зато уж и отечески не милуем его”. Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: “Поля – недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!”. Помещик не хочет работать на земле, а в чем его предназначение, уже не понимает: “Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…”

Последыш

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нем, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, “дурит по старому”, из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать еще больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнает о своем изменившемся статусе и умирает, “как жил, помещиком”.

Источник