- Рейтинг ВУЗов «Национальное признание»: результаты 2020
- Коротко о принципах построения национального рейтинга
- Алгоритм рейтинга
- Лучшие ВУЗы России: результаты 2020
- НГТУ им. Р.Е. Алексеева вновь признан лучшим* вузом России по предмету «Ядерная техника»
- Университеты для будущей элиты: 100 лучших российских вузов по версии Forbes—2020
- Общий рейтинг российских вузов национальное признание 2020
- РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РЕЙТИНГА 2020
Рейтинг ВУЗов «Национальное признание»: результаты 2020
Российские ВУЗы становятся заметными в международных рейтингах, и это хорошо. Но критерии этих рейтингов иногда, мягко говоря, не совсем понятны или не приемлемы вовсе для российского научного и студенческого сообщества. Поэтому правильнее, наверное, больше внимания обращать на отечественные рейтинги. Тем более что работа над созданием российского рейтинга ВУЗов уже начата, и определены лидирующие направления и университеты.
Коротко о принципах построения национального рейтинга
Главный критерий национального рейтинга ВУЗов – профессорско-преподавательский состав. При этом совершенно не имеет значения, сколько научных публикаций имеется у преподавателя, сколько раз его работы цитировались и т.д. Эксперты считают, что престиж университета в большей степени зависит от педагогических способностей преподавателя – умения увлечь студента наукой и стать для него «трамплином» в будущее.
Традиционные принципы отечественного высшего образования – ориентир на внутреннее развитие всех сфер экономики и производства, и зарубежный опыт здесь рассматривается лишь с точки зрения полезности и научно-технического прогресса. В то время как за рубежом профессура всех рейтинговых университетов руководствуется преимущественно глобалистскими и капиталистическими принципами обучения, основная часть российского преподавательского состава рассматривает своих лучших студентов и выпускников, как уровень собственных педагогических достижений и национальное достояние отечественной науки.
Рейтинг «Национальное признание», хотя и не отличается престижностью на международном уровне, ментально имеет более важное значение, потому что в его основе заложен главный механизм мирового развития и конкуренции: экономически и социально развитые государства всегда обладали мощным научным потенциалом.
Еще одно из основных требований «Национального признания»: место работы преподавателя – ВУЗ, который участвует в рейтинге. При этом профессорско-преподавательский состав должен обладать чувством «местного, производственного патриотизма» – духовно-нравственной категорией, как основой для воспитания патриотизма вообще, так и культурными, общественными нормами поведения. Ведь, именно отсутствие базовых нравственных принципов в свое время стало причиной «утечки мозгов» за рубеж, в погоне за «длинным рублем», престижем и международной славой. Именитый, но беспринципный преподаватель способен воспроизвести себе подобного ученика, что, в конечном итоге, не принесет пользы научным достижениям университета, чьи наработки станут потом легкой добычей предприимчивых выпускников и зарубежных университетов.
Конечно, у негативных тенденций «утечек» есть объективные причины: далеко не все ВУЗы в России пока располагают мощной материально-технической базой. Однако для сильного преподавательского состава это не препятствие, чтобы дать необходимые знания. В неумелых руках, при профессиональном равнодушии, современная научная лаборатория может легко превратиться в «музей или склад оборудования». Поэтому национальный рейтинг оценивает не кампус и степень его оснащенности, а людей.
Исходя из того, что идеальных ВУЗов не существует, и у каждого учебного заведения есть сильные и слабые стороны, ранжирование в рейтинге основано по принципу «снизу – вверх». То есть, сначала оценивается предметная подготовка, по направлениям, а затем – суммарный балл в общем рейтинге всех ВУЗов, чтобы исключить попадание в рейтинг на основе только отдельного предмета.
Что касается других дополнительных данных, косвенно подтверждающих репутацию ВУЗа (средний балл ЕГЭ, уровень зарплаты выпускников, количество участий в научных конференциях и олимпиадах), то они во внимание не принимались, поскольку у этих показателей нет четких, регламентированных критериев оценивания.
Средний балл ЕГЭ (репутационный) может оказаться ошибочным из-за ложного представления абитуриентов или агрессивной маркетинговой стратегии. Уровень зарплаты также сложно оценить, потому что многие частные компании грешат оплатой труда в конвертах, а олимпиады различного уровня не имеют единых требований для участия в них и оценивания знаний. Поэтому «Национальное признание» созвучно с ФГОС в системе высшего образования, что выглядит более конкретно и объективно, соответствует качественному уровню подготовки.
Наконец, признание достижений отдельного преподавателя отечественным научным сообществом и использование его разработок на практике в различных отраслях свидетельствует о том, что такому сотруднику ВУЗа есть что передать ученикам. Чем больше таких преподавателей в ВУЗе или на кафедре, тем выше престиж заведения.
Алгоритм рейтинга
Для участия в рейтинге на первом этапе отобрано 61 направление из 69 существующих, так как каждое из них представлено не менее чем в 5 высших учебных заведениях РФ.
Второй этап – составление персонального рейтингового списка по направлениям всех лиц, чьи публикации зарегистрированы в электронной научной библиотеке, Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).
На третьем этапе лицо, работающее в ВУЗе и имеющее наибольший «индекс Хирша» в определенном направлении, добавляет один балл к рейтингу ВУЗа.
Четвертый этап подсчета – сумма баллов по предмету. Пятый – списки ВУЗов по предметам и деление их на квартили, где есть один нюанс: если количество лиц, работающих по предмету в ВУЗе, меньше 5, то их баллы прибавляются к общему рейтингу, а учебное заведение по предмету не оценивается.
Далее проводится ранжирование на 4 позиции. 10 первых строк – лучшие ВУЗы, получившие «Национальное признание». 3 следующих уровня:
Участие в рейтинге не принимают учебные заведения, имеющие специфическое направление подготовки: музыкальные, театральные, художественные, спортивные (физкультурные), теологические, архитектурные и военного дела.
Примечательно, что индекс Кирша, используемый в международной системе оценивания, у одних и тех же работников, ниже, чем в системе РИНЦ. Рейтинг «Национальное признание» сфокусирован на признании заслуг ВУЗов и преподавателей, ориентированных на русскоязычные научные издания, продвигающих, в первую очередь российскую науку и образование.
Лучшие ВУЗы России: результаты 2020
В общем рейтинге 2020 года экспертную оценку прошли 489 высших учебных заведений России. Согласно методологии, описанной выше, «Национальное признание» получили:
Как можно заметить, в списке лучших образовательных организаций присутствуют как старейшие традиционные университеты, так и молодые учебные заведения. Поэтому у ВУЗов, замыкающих список победителей – огромный потенциал для роста.
В рамках проекта НРУ проведена оценка деятельности 337 ведущих университетов и институтов России, в том числе одного национального исследовательского центра.
В рейтинг включены все статусные университеты страны: 29 национальных исследовательских университетов, 10 федеральных, 33 опорных, а также 21 университет, участвующий в Проекте 5-100. Также оценена деятельность 7 негосударственных университетов.
По специализациям университетов проведена оценка 98 классических университетов, 105 технических и технологических университетов (к ним отнесены также транспортные, архитектурно-строительные и метеорологический университеты), 16 экономико-социальных университетов, 33 аграрных университета, 38 медицинских университетов (включая НМИЦ имени В.А.Алмазова), 33 педагогических, 5 юридических, 4 гуманитарных университетов, 3 университетов дизайна, 3 университетов связи и 3 туристических университетов.
Деятельность университетов оценивалась по шести параметрам: образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; социальная среда; интернационализация (международное сотрудничество); бренд; инновации и технологическое предпринимательство.
Оценка проводится на основании обработки данных анкет, заполненных представителями университетов, доступных публичных данных, размещаемых учебными заведениями на своих веб-сайтах, публичных данных информационных ресурсов Министерства науки и высшего образования РФ, а также информации из информационно-аналитических систем СПАРК и СКАН.
Полная версия результатов Национального рейтинга университетов 2020 доступна на сайте.
Проект Национальный рейтинг университетов (НРУ) реализуется Группой «Интерфакс» с 2010 года. Его главная цель – развитие механизмов и процедур независимой системы оценки российских вузов и их образовательных программ, повышение конкурентоспособности российской системы образования, научных исследований и технологического предпринимательства, развитие федеральных и региональных университетов.
Международная информационная группа «Интерфакс» более 30 лет создает информационно-аналитические системы, позволяющие проводить анализ экономической деятельности компаний и предприятий, управлять кредитными и налоговыми рисками, осуществлять мониторинг медиасреды и осваивать навыки работы с большими данными. Применение этих знаний и компетенций для развития образования и науки является важным элементом социальной ответственности компании.
НГТУ им. Р.Е. Алексеева вновь признан лучшим* вузом России по предмету «Ядерная техника»
Опубликован рейтинг «Национальное признание — 2020», составленный ООО «УниверЭксперт — Академический критик». Нижегородский государственный технический университет вновь вошел в число лучших технических вузов России.
Нижегородский государственный технический университет второй год подряд возглавляет группу лидеров рейтинга вузов «Национальное признание» по предмету «Ядерная техника». От ближайших конкурентов — Уральского федерального университета имени первого Президената России Б.Н. Ельцина и Национального исследовательского университета МИФИ — его отделяет значительный перевес по количеству баллов.
В общем рейтинге российских вузов «Национальное признание — 2020» опорный вуз Нижегородского региона укрепил свои позиции, поднявшись на два пункта в группе «Лучшие вузы» (80 место в списке из 499 участников).
НГТУ им. Р.Е. Алексеева также поднялся на одну ступень в рейтинге лучших технических высших учебных заведений страны (31 место).
Высокие показатели у нижегородского политеха и в рейтингах по отдельным предметам. Он включен в группу «Лучшие вузы страны» по предметам: «Энергетика», «Машиностроение», «Автоматика. Вычислительная техника», «Химия», «Электротехника», «Электроника. Радиотехника», «Экономика. Экономические науки».
Кроме того, НГТУ им. Р.Е. Алексеева находится в группе рейтинга «Национальное признание»: вузы выше среднего по стране» по предметам: «Математика», «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук», «Химическая технология», «Транспорт» и «Металлургия».
Напомним, рейтинг российских вузов «Национальное признание – 2020» охватил около 600 высших учебных заведений с государственной аккредитацией. Общий рейтинг вузов складывается из профильных, составленных по отдельным отраслям наук (технические, гуманитарные, медицинские и другие). Они, в свою очередь, формируются на основе предметных, где оценивается значимость учреждений по основным реализуемым дисциплинам. В зависимости от занимаемой позиции в каждом рейтинге все университеты разделили на четыре категории: лучшие, выше среднего, ниже среднего и слабые.
* Рейтинг российских вузов «Национальное признание — 2020» основан на оценке экспертного потенциала учреждения по предметным областям на основе данных в открытых источниках (РИНЦ).
Университеты для будущей элиты: 100 лучших российских вузов по версии Forbes—2020
Многочисленные исследования рынка труда свидетельствуют: около половины выпускников российских вузов испытывают трудности с трудоустройством и часто работают не по специальности. «Система образования не соответствует запросам рынка труда — ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки», — объясняют авторы исследования экономики образования, которое проводил НИУ ВШЭ. Но все ли вузы выпускают никому не нужных специалистов? В этом году при подготовке рейтинга «100 лучших вузов» мы решили изменить подход к исследованию университетов.
В метрике «Качество образования» (максимум 50 баллов), который, как и в прошлые годы строился на данных мониторинга Министерства образования, произошли изменения. Появился новый параметр «Качество преподавателей» (25 баллов), состоящий из оценок за уровень зарплаты преподавателей (10 баллов), соотношение преподавателей и студентов (10 баллов), наличие и долю иностранных преподавателей (5 баллов). Параметр «Международная деятельность» (15 баллов) теперь состоит из оценок за долю иностранных студентов, которые учатся в вузе (5 баллов), организацию зарубежных стажировок (5 баллов) и совместные с зарубежными вузами программы двойных дипломов (5 баллов). Параметр «Уровень ЕГЭ» (10 баллов) принятых на обучение студентов остался без изменений.
Кроме того, мы решили провести свое исследование и выяснить, выпускников каких вузов больше всего любят работодатели. Именно из их ответов мы сформировали обновленную метрику «Качество выпускников» (30 баллов). Совместно с сервисом «Авито Работа» мы направили запросы в 127 крупнейших компаний и попросили ответить на три вопроса: «Выпускников каких вузов вы наняли в 2019–2020 годах?», «Недавние (до 5 лет) выпускники каких вузов получили повышение зарплаты и/или должности в 2019–2020 годах?», «Выпускников каких вузов вы хотели бы нанимать в приоритетном порядке, кто из них, на ваш взгляд, наиболее подготовлен?». Заполнить анкеты согласились 59 компаний, совокупная численность их сотрудников составляет 4 млн человек. Чем крупнее компания, тем больший вес присваивался ее голосу. Голос компании распределялся между всеми вузами, которые были отмечены в ее анкете: чем меньше вузов, тем выше оценка, относящаяся к тому или иному вузу. Все оценки по каждому вузу суммировались и переводились в балльную систему — вуз мог получить максимум 10 баллов за каждый из трех вопросов.
Наконец, мы изменили подход к метрике «Фактор Forbes» (20 баллов), который отражает элитарность учебного заведения. Мы учли присутствие вузов в ведущих зарубежных рейтингах — QS World University Rankings и Times Higher Education (10 баллов), а также «омолодили» состав известных выпускников и студентов (10 баллов): оценки получили те вузы, в которых учатся дети из списка 200 богатейших бизнесменов России и номинанты рейтинга молодых и успешных россиян по версии Forbes «30 до 30». Изменение методики повлекло за собой серьезные перестановки в рейтинге по сравнению с прошлым годом. В этом году рейтинг возглавила Высшая школа экономики (интервью с ее ректором Ярославом Кузьминовым читайте здесь). МГУ взлетел на вторую строчку — во многом благодаря тому, что получил наивысшие баллы от работодателей. А вот Московский физико-технический институт сохранил место в тройке лидеров, несмотря ни на что. Впервые в рейтинг вузов вошел молодой университет Иннополис из Татарстана.
Чтобы ранжировать университеты по качеству образования, качеству выпускников или фактору Forbes, кликните на галочку справа от заголовка таблицы (если не будет работать на мобильном устройстве — откройте рейтинг на компьютере)
Общий рейтинг российских вузов национальное признание 2020
РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РЕЙТИНГА 2020
В настоящий момент ведется работа по подготовке рейтинга российских вузов «Национальное признание» 2020, в основу которого будут положены те же базовые принципы, которые были выработаны нами еще перед проведением рейтинга 2019 года. Напомним, речь идет об общем рейтинге вуза как сумме его предметных рейтингов, номенклатуру предметных рейтингов на основе известного классификатора ГРНТИ, об оценке вуза через его ключевой персонал – ППС и использованию в качестве универсального измерителя персонала – признание его научных трудов как минимум национальным профессиональным сообществом.
При этом каждый российский вуз, независимо от успешности работы на рынке высшего образования, нами рассматривается как носитель уникального кейса (экспертной позиции), отражающего наработанные им годами практики взаимодействия с Минобрнауки (иными учредителями), другими федеральными и региональными органами власти, муниципалитетами и субъектами рынка. Поэтому, основываясь на поступивших в адрес ООО «УниверЭксперт – Академический критик» предложениях от вузов, были нами сформулированы 10 вопросов, соответствующих ключевым моментам, способным по мнению коллег оказать существенное влияние на последовательность вузов в рейтинге.
Опрос длился с 20.09.19 до 31.10.2019 гг., в нем приняло участие суммарно 175+ экспертов, уполномоченных руководством вузов, заинтересованных в объективном рейтинге. Результаты рейтинга приведены ниже:
Как несложно увидеть, отношение аудитории к предложенным вопросам было различным, иногда полярным.
По двум вопросам большинство принявших участие в опросе были единодушны и выбрали один вариант ответа. Так, на вопрос как учитывать лиц, чья аффилиация с вузом в является основной, но они не публикуются свыше 10 лет, почти 70% считают, что следует учитывать их без понижающего коэффициента, т.к. публикации этих лиц продолжают цитировать, следовательно, они влияют на репутацию вуза. Еще более едины (83%) были эксперты в ответе на вопрос о расчете общего рейтинга вуза, если одно и то же лицо в системе РИНЦ присутствует более чем по одному предмету (занимается межпредметными исследованиями), предложив арифметически суммировать все его баллы.
Также, отвечая на вопрос о тех предметах, где значимость научной публикации как средства профессиональной коммуникации уступает другим форматам этой коммуникации (творческий конкурс, фестиваль, спортивный чемпионат и пр.), большинство (51%) склонилось к возможности использования инструмента рейтингования по научной узнаваемости персонала, но указывать на ограничения этого метода.
Ответы еще на пару вопросов были, хотя и менее единодушны, но все же продемонстрировали определенную консолидацию сообщества, как минимум на уровне тенденции. Так, по мнению опрошенных экспертов минимальное количество аффилированных с вузом лиц по предмету, чтобы рассчитывать по нему для вуза рейтинг, должно быть не менее 5 человек (прои этом почти 20% считают, что достаточно 3 человек), а индекс Хирша должен рассчитываться по всем публикациям в РИНЦ с учетом самоцитирований (хотя 25% считают, что самоцитирования следовало бы исключить).
Для большинства же вопросов, хотя и был определен очевидный «победитель», но альтернативная точка зрения «отстает» менее, чем на 10%. Так, по мнению принявших участие в опросе экспертов минимальное количество вузов, достаточное, чтобы состоялся сам предметный рейтинг, должно составлять не менее 5 вузов (но почти треть считает, что в предметном рейтинге должно быть минимум 10 вузов). На вопрос, чей индекс Хирша по предмету берется за «единицу» «победил» ответ о лучшем российском исследователе (при том, что он может быть не из вузовской системы), но треть опрошенных настаивала, что он должен быть из вуза.
При определении принципов проведения границ между квартилями в рейтинге на фоне «победы» ответа о наиболее точном определении этих границ, почти 40% отпрошенных считают, что достаточно, чтобы квартили по объему были максимально приближены к 25% и последний вуз из вышестоящего квартиля имел большее количество баллов, чем первый вуз из нижестоящего квартиля. Аналогично при ответе на вопрос об отношении к сложным (гетерогенным) предметам, большинство высказалось за сохранение их в качестве единых, а почти 40% за введение еще одного уровня «снизу».
Наиболее интересен оказался вопрос об отношении к «part-time»-ам: с перевесом буквально в несколько голосов (40% против 38%) «победу одержала» точка зрения об исключении их из расчета рейтинга. Альтернативная точка зрения – учитывать «part-time»-ов наравне с основным персоналом вуза. Вероятно обе точки зрения имеют право на существование. Данный вопрос даже выносился на экспертный совет, присоединившийся к мнению большинства (хотя и с минимальным перевесом).
В заключении обзора результатов опроса экспертов позвольте еще раз поблагодарить всех, кто принял в нем участие. Искренне надеемся, что совместными усилиями мы сделаем рейтинг российских вузов «Национальное признание» не только прозрачнее, но и инструментальнее. Пусть он поможем всем, кто как-то соприкасается с высшей школой, выделять те вузы, у которых есть чему поучиться, и те вузы, которым и следовало бы это сделать.
С уважением, команда проекта «УниверЭксперт – Академический критик»